Размер шрифта
-
+

Культура и политические системы стран Востока - стр. 59

В глубокой древности в Индии появились первые философские школы: «Локаята» – учение о чувственном познании мира, «Вайшешика» – атомистическое учение, школа Нагараджуны с теорией «всеобщей относительности», «йоги» – психологическая школа, основателем которой был Патанджали.

Две основные религии оказали влияние на культуру и искусство Индии: индуизм и буддизм. Основу индуизма составляют Веды и Упанишады. Веды, представляя собой собрание текстов, отражающих древние религиозно-мифологические верования населения долины Ганга, состоят из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Ригведа[48] (санскр. «книга гимнов») – самая древняя часть Вед, которая передавалась устно из поколения в поколение и представляла гимны, которые воспевают множество богов. Самаведа – сборник песнопений. Яджурведа (санскр. – «книга молитв») – сборник молитв, под которые совершались жертвоприношения при музыкальном сопровождении.


Атхарваведа (санскр. «книга заклинания»)содержала собрание заклинаний и магических формул. Веды послужили основой для создания двух грандиозных литературных эпосов Индии: «Махабхараты» и «Рамаяны».[49]

Упанишады[50] (санскр. «сидение внизу у ног учителя») – тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе Вед, расширяющее ведическое учение. Центральным понятием его является Тримурти – троица, состоящая из трех главных богов: Брахмы (Атмана), Вишну и Шивы. Брахма является создателем Вселенной и мира, Вишну – охранителем космического порядка и мира, который девять раз воплощался в другие существа, чтобы в их обличье восстановить космический порядок и спасти Землю. Шива, имеющий 1008 имен, является носителем космической энергии, созидательной и разрушительной одновременно, воплощает доброе и злое начало, всемогущ, может существовать в видимом и невидимом обличьях.

Основу учения Упанишад составляют учения об атмане, майе, карме, сансаре и мокше. Атман (санскр. «я») представляет собой универсальное психическое начало Вселенной, душу мира, а также индивидуальное начало человека. Атман-Брахма – это воплощение единого и многого, единичного и всеобщего, бога и человека. Согласно Ведам, первоначально Атман, создав самого себя посредством своей собственной воли, принял форму гигантского первочеловека Пуруши (санскр. «личность»), который послужил материалом для социального устройства общества, деления на варны: из уст Пуруши произошли брахманы – жрецы (высшая каста Индии), из рук – кшатрии – воины, из бедер – вайшьи – ремесленники и земледельцы, из ног – шудры – слуги. Переход из варны в варну был невозможен, принадлежность к варне передавалась из поколения в поколение.

Страница 59