Культура и политические системы стран Востока - стр. 58
Сделанные из золота, серебра, всевозможных драгоценных камней ювелирные украшения – кольца, браслеты, ожерелья, пояса из бус, печати-амулеты – носили и мужчины, и женщины.
Декоративно-прикладное искусство нашло свое отражение в совершенстве уникальной посуды. Глиняные предметы расписывались узорами и орнаментом различных цветов. «Но, пожалуй, самые красивые сосуды с поливной глазурью опалово-кремового цвета с темно-пурпурным рисунком. Нигде в мире в IV тыс. до н. э. еще не умели делать такую посуду».[47]
Однако мировоззрение и идеи людей этой эпохи остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности. Лишь от следующего этапа истории Индии, начало которого почти совпадает с гибелью Хараппской культуры, до нас дошло через сотни поколений богатейшее наследие религиозно-философского плана, позволяющее судить о культуре страны. Этот этап связан с приходом в Индию ариев и получил название ведийского – от Вед, древнейших письменных памятников.
В Древней Индии широкое развитие получили глубокие философские идеи. Первый, древнейший период индийской философии можно охарактеризовать как попытку осмысления культовых текстов – Вед.
Первыми источниками зарождающейся философской мысли в Индии, как и в других странах, стали священные тексты, в которых были заложены основы религии и этики. Источники этого периода получили в Индии название «шрути», то есть услышанные через божественное откровение. В противоположность шрути более поздняя литература, носящая более узкий и специальный характер (трактаты по отдельным комплексам вопросов, в частности законоведческие), называется «смирити», то есть то, что запомнилось, приписываемое конкретным лицам. В пер-вом случае речь идет о «священном знании», ниспосланном богами, во втором – о суждениях мудрых людей.
Большая часть ведических источников передавалась длительное время из поколения в поколение в устной форме. Веды представляют собой собрания религиозных ритуальных текстов (самхиты) различного содержания и назначения, в них раскрывается мировоззрение индийцев, отношение к жизни, взгляды на сущность человека. Именно в ведический период складываются принципы, определившие развитие духовной культуры Древней Индии. Их исходным пунктом является обожествление миропорядка и представлений о нем. Идея божественного создания общественного строя становится основой взглядов на духовную и светскую власть, а сами эти идеи объявляются божественным откровением, поэтому социальное деление в сознании индуса предопределено и является законом свыше.