Размер шрифта
-
+

Кто Она для нас?

1

Апокрифы новозаветные (от греч. apokryphos – скрытый, сокровенный, тайный) – книги, не принятые Церковью, ложно или ошибочно приписываемые авторитету апостолов. Среди апокрифов следует различать книги с вымышленным авторством, но при этом отражающие исторические реалии жизни первых христиан, и апокрифы в полном смысле слова – «тайные» книги, составленные еретиками I в. – гностиками. (Здесь и далее примечания научного редактора.)

2

См.: Ин. 3: 2–11; Мф. 12: 38–42; Лк. 11: 29–32.

3

Мессия (евр. – Помазанник; греч. – Христос) – Освободитель, Помазанник Божий, с пришествием Которого установится Царство праведности и справедливости. Все ветхозаветное повествование наполнено темой ожидания Мессии-Спасителя.

4

Св. Иустин Философ (ок. 100–165) – ранне хри стианский мученик, один из ярких апологетов и отцов Церкви II в.

5

Змеем именуется в Священном Писании дьявол, что указывает на его коварство и злобу (см.: 2 Кор. 11: 3; Откр. 12: 9, 14, 15).

6

См.: Гал. 4: 5; 1 Ин. 3: 7–9; Откр. 12–22.

7

Ахаз – иудейский царь, наследовал престол на двадцатом году жизни. Предавался грубому идолопоклонству, в Иерусалимском Храме установил языческий жертвенник по образу виденного им в Дамаске. Умер после шестнадцати лет царствования (см.: 2 Пар. 28: 1–23; 29: 1).

8

Мухаммед (571–632) – основатель и центральная фигура религии ислама.

9

См.: Мк. 10: 35–45.

10

Ориген (ок. 185–253/254) – христианский богослов, философ, филолог. Жил в Александрии. Оказал существенное влияние на формирование христианской догматики и мистики.

11

См.: Быт. 37: 1–36.

12

Тропарь Святой Пасхи.

13

Быт. 28: 10–22.

14

Паремия (греч. – притча) – в праздничном богослужении тематическое чтение из Ветхого Завета, например, в день Святой Троицы читаются пророчества и прообразы о сошествии Святого Духа на апостолов и т. д. В период Великого поста паремии представляют корпус книг Ветхого Завета, разделенный на последовательные отрывки, которые читаются на службах вечерни и шестого часа ежедневно.

15

Исх. 14:1-31.

16

Исх. 24–25.

17

2 Цар. 6: 12–23.

18

2 Мак. 2: 1–8.

19

Иерусалимский Храм, построенный в царствование Соломона, являлся центральным местом религиозной жизни иудеев, только там могли совершаться необходимые жертвоприношения. Храм неоднократно разорялся, в последний раз был разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х., после чего уже не восстанавливался. Господь Иисус Христос предсказал окончательное разрушение Храма (См.: Мф. 24: 1–2; Мк. 13: 1–2; Лк. 21: 5–7). После страданий и Воскресения Спасителя все жертвоприношения, которые являлись прообразами Великой Жертвы Христа за род человеческий, потеряли смысл. В религиозной жизни иудеев мечта о восстановлении Храма и жертвоприношений занимает главное место, великой святыней для иудеев служит остаток храмового комплекса – Стена Плача.

20

Суд. 6: 36–40.

21

Дан. 2: 1–49.

22

Мариология – учение Церкви о Богородице.

23

От лат. magnifico – «возвеличивать», «прославлять».

24

Ин. 19: 38–42.

25

Несторий – с 428 по 431 г. Патриарх Константинопольский, низложен III Вселенским Собором в 431 г. как еретик. Несторий отрицал нераздельное единение во Христе Божественной и человеческой природы. Умер в 451 г.

26

Экклезиология – учение о природе Церкви.

27

Первоевангелие Иакова – апокрифический текст середины II в., авторство приписывается апостолу Иакову в самом тексте: «я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме» (25: 3). Книга не была принята Церковью, но некоторые события, касающиеся жизни Пресвятой Богородицы, описанные в этой книге, восприняты автором из тогда еще совсем молодого Церковного Предания. Книга имела большую популярность в древние времена и была переведена на множество языков.

28

Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709) – составитель русского собрания житий святых.

Страница notes