Кто Она для нас? - стр. 15
Далее – «Раба Господня». Так называет Себя Она Сама, когда отвечает Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Она ощущает Себя Рабой Господней. Нам сложно разделить с Ней это ощущение, для нас Она всегда – Честнейшая Херувим. Но абсолютно никто не может быть унижен тем, что именуется рабом или рабой Господней. Об этом необходимо помнить.
В истории Благовещения Она именуется Девой (Лк. 1: 27). Дева в евангельском смысле – это не просто девственница, а нечто гораздо большее. И когда Мария именуется Девой, то этому придается богословский, а не узкоанатомический смысл. Это важно вспомнить, когда речь пойдет об утверждающих о том, что позже Она рожала детей и что братья Иисуса были Ее сыновьями.
Она – Благодатная: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Лк. 1: 28). Западная Церковь на этих словах основывает свое богословие, хотя и на Востоке этому наименованию также придается большое значение.
И наконец, «Жена», или, если употреблять это слово в звательном падеже, который сохранен в русском синодальном переводе, «Жено». Придерживаясь традиций нашей Церкви, сложившихся на протяжении последних веков, все наименования Марии я пишу с прописной буквы. Кстати, такая традиция существовала на Руси не всегда. В старых славянских книгах даже слово «Господь» пишется с буквы строчной.
Словом «Жена» Она именуется, когда стоит у Креста (Ин. 19: 25–27); в Кане Галилейской (Ин. 2: 4), а также у апостола Павла в Послании к Галатам (4: 4), где говорится, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены». Наконец, так Она именуется в Апокалипсисе (Откр. 12: 1–17). Это – апокалипсическая Жена, Которую истолковывают либо как Церковь, либо как Богородицу. Вообще очень многие священные тексты имеют либо экклезиологическое[26] (как в случае с Церковью), либо Богородичное (или мариологическое) толкование: Жена, вокруг главы – солнце, под ногами – луна, на главе Ее – венец из двенадцати звезд.
Все эти наименования содержатся в Священном Писании.
Богородица в Предании
Что нам известно о жизни Девы Марии из Святого Предания? До нашего времени дошло два основных источника, относящихся к i веку. Первый получил название Первоевангелие Иакова[27] (имеется в виду брат Господень), второй называется «Книгой о Рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». Считается, что эта книга написана евангелистом Матфеем по-еврейски и переведена в iv веке на латинский язык великим отцом Церкви блаженным Иеронимом Стридонским. и тот и другой источник относятся к апокрифам. Апокрифы – это тайные писания, насчитывается их немало. Иные апокрифы очень близки к Евангелию, другие – бесконечно далеки от него и представляют собой явные измышления тогдашних еретиков. Жизнеописание Богородицы, то, что составляет содержание наших православных Богородичных праздников, в основном изложено в двух упомянутых источниках. Что же в них содержится? Во-первых, повествование о Рождестве Девы Марии. Кстати, то, что такой великий отец Церкви, как блаженный Иероним, сам перевел один из источников, свидетельствует о доверии к этому тексту со стороны Церкви IV века, а ведь это Церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и отчасти даже Блаженного Августина. Далее повествуется о Введении Богородицы во Храм. В Первое-вангелии Иакова это содержится в 7-й и 8-й, а в «Книге о Рождестве…» – в 4-й и 6-й главах. Я приведу некоторые отрывки: