Кто Она для нас? - стр. 4
(Быт. 3: 14–15).
Этим пророчеством возвещено поражение дьявола и то, что поразит его «семя жены». Русский перевод далек от совершенства и не передает всей тонкости еврейского оригинала. Под словом «семя» у нас, как правило, понимаются все последующие поколения, все потомки, семя как потомство, в то время как в еврейском языке речь идет именно о единственном, определенном Потомке (заора). В этом случае получается, что вражду Бог положит «между тобою и между женою, и между семенем твоим и между потомком ее». Если в виду имеется конкретный потомок, то дьявола поразит не потомство Адама и Евы вообще, не мы с вами это сделаем. Известно, что семя – это дело мужское, у женщины не бывает семени, женщина – земля, на которой семя произрастает. Здесь, казалось бы, заключается бессмыслица, если не подразумевать под женою мать Мессии, т. е. того Потомка, Который придет сокрушить главу змия.
Сами иудеи понимают эти слова мессиански. Мессианизм в иудейском богословии очень силен, поскольку у них было достаточно времени – полторы тысячи лет до Рождества Христа для того, чтобы мессиански понимать Ветхий Завет. Они и сегодня его понимают мессиански, только не признают Иисуса в качестве исполнителя пророчеств. Таким образом, в словах о жене содержится провозвестие о Матери Сокрушителя змия. Уверовавшие христиане знают его как Иисуса Христа, Который пришел разрушить дела дьявола. Об этом говорят апостолы: Он пришел сокрушить дела сатаны и является потомком Жены[6], Которая, как известно христианам, родила без мужа. Под этой Женой понимается Мария, понимается Матерь Божия.
В Библии вообще нет лишних и незначимых слов, тем более их не может быть в столь кратком и скупом пророчестве. Если бы это не было важно, об этом не было бы и сказано. Но за тысячи лет до создания Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Жене уже говорится в Первоевангелии.
Христианское богословие проникнуто взаимосвязью Христа и Его Матери. Люди, более или менее знакомые с церковной службой, знают, что в любом богослужебном каноне каждая песнь заканчивается прославлением Троицы и Богородицы. Фактически параллель, впервые прозвучавшая в Первоевангелии, звучит у нас за каждым богослужением.
Семя Жены не отрывается от Жены. Это первое пророчество. Таким образом, дьявол изначально имел основания косо поглядывать на женщин, потому что так же, как беглому вору в каждом встречном мерещится сыщик, так и дьяволу в каждой женщине виделась Та Самая Жена, семя Которой сотрет его главу. И поэтому особое внимание дьявола приковано к жене, оттого-то к ней у него особое отношение. С нее он начал, к ней впервые приступил, чтобы соблазнить ее. Теперь же через Нее к нему пришло поражение. Вот в этом и состоит главное пророчество. Здесь не содержится никаких прообразов, в данном случае мы можем методом от противного это утверждать. Если кто-то не желает принять это в качестве пророчества, то пусть изложит альтернативное понимание. Но никакой альтернативы здесь нет и быть не может. Под Женою понимается именно Мария, Матерь Господа. И если понятно, что Мессия, с одной стороны, Сын Божий, то, с другой стороны, ведь не пустил же Бог с неба стрелу в дьявола, чтобы убить его, а воплотился, т. е. наше спасение должно было осуществиться человеческими руками. Именно женщина не должна была остаться в стороне, поэтому Мария действительно стала прямой соучастницей дела нашего спасения, хотя Спасителем является наш Господь.