Кто кем побежден тот тому и раб - стр. 16
«Демон подобному демону не завидует, но человеку; а человек человеку, подобный подобному, завидует. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше!» (святитель Тихон Задонский).
Зависть не дозволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, чего недостает.
«Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним или даже не превзошли его» (святитель Филарет, архиепископ Черниговский).
«Зависть к благу ближних поставляет нас во враждебные отношения к Богу, Которого суды и распоряжения мы позволяем себе судить и, может быть, осуждать» (святитель Кирилл, епископ Мелитопольский).
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч. 14: 30).
Что такое «любоначалие»?
«Господи! Не даждь ми дух любоначалия», – говорим мы, повторяя слова молитвы преподобного Ефрема Сирина. Слово «любоначалие» может показаться вам, или многим из вас, малопонятным. Любоначалие – это стремление человека к власти и, отсюда, недовольство своим положением. Многие из нас ропщут на свою тяжелую судьбу. Многие из нас завидуют лицам, облеченным властью, завидуют наслаждающимся, по-видимому, счастием на земле. У многих из нас, может быть, являлось или является желание побывать на их местах хотя бы несколько дней. Но не желай ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20: 17), заповедал нам Бог.
Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, позавидовал он Богу, и был за это свергнут с неба. Не довольствовался первый человек – Адам – тем, что был в раю, захотелось быть ему – яко бози (см. Быт. 3: 15) и знать все, что знает Бог, – и за это был изгнан из рая.
Чревоугодие
«Чрево – самый неверный в договорах союзник. Это – ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то болезнь в себе удерживает, а вложенного не сохраняет» (святитель Василий Великий).
Какая польза тебе от пресыщения? От малого гортанного наслаждения делается отягощение желудка, расслабление тела и омрачение ума, леность, излишний сон. Не можешь ни помолиться, ни почитать, ни потрудиться. Так мы, бедные, за малую сладость, за кусок хлеба или рыбы причиняем себе столько зла и неудобства ко спасению!
Добрый пример
В трапезу отец Моисей (Оптинский) ходил постоянно и брал пищи понемногу. В келье же ел самое простое и часто, для смирения себя, испорченное.
«По принесении молитвы исповедания грехов решил в сердце на все следующее время блюсти опасно, чтобы не ужинать отнюдь, ибо бесчисленно страдал от того и искусом наставлен, что нет лучшего средства к благоустроению души, как вкушать пищу по однажды в сутки. Господи, не остави мене, вонми в помощь мою, отселе воздержатися от вечерняго употребления пищи и в обеденном трапезовании не пресыщатися и принять искус употребления одного рода пищи» (