Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти на пространстве ОБСЕ. 2018–2020 гг. - стр. 18
Стоит выделить работы одного из специалистов по исламу в России, профессора кафедры теологии и заведующего лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета – д. и. н. Р. А. Силантьева. В частности, в своей статье «К вопросу об экспансии радикальных форм ислама в Российской Федерации», опубликованной в 2012 г. в «Вестнике Челябинского государственного университета», он проанализировал идеологические аспекты салафизма (ваххабизма), лежащие в основе большинства исламистских теорий. Он выделил такие их особенности, как буквальная трактовка Корана, отношение к джихаду как к форме борьбы, в том числе вооружённой, с врагами ислама, отрицание каких бы то ни было других толкований Корана, кроме салафитских, резко негативное отношение к другим мировым религиям – христианству и иудаизму, последователей которых они не считают «людьми Книги», а также требование отказаться от любых светских форм политического правления в пользу шариата. Он также исследует историю распространения ваххабизма на территории Кавказской и Поволжской уммы в 90-х гг. XX века[70].
Если говорить о глобальных проблемах исламского радикализма, то необходимо отметить одну из последних универсальных работ в этой области – докторскую диссертацию А. М. Серебровой «Исламистские радикальные движения и организации: этапы развития и направления противодействия», защищённую в 2020 г.[71] В ней автор провёл теоретико-методологический анализ проблемы международного терроризма вообще и исламского терроризма в частности. Был прослежен генезис исламских радикальных организаций в сторону экстремизма и террора, проанализированы исторические предпосылки возникновения и эволюции основных исламских экстремистских движений: «Талибан», «Аль-Каида» и «Исламское государство», особенности их идеологии и механизмов функционирования и т. д. На примере этих трёх организаций автор показывает, как процесс регионализации приводит к массовому созданию целых террористических сетей, управляемых из единого центра, хотя и имеющих определённую степень автономии. Также в диссертации хорошо показано, как эти «организации выступают пропагандистами собственной модели государственного устройства, которая, на их взгляд, являясь противоположностью несправедливой западной модели, должна заложить основу современного мирового порядка»[72].
Необходимо отметить также и другие работы российских авторов, специализирующихся на региональной проблематике, такие как, например, монография В. Я. Белокреницкого и Р. Р. Сикоева «Движение