Размер шрифта
-
+

Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви - стр. 32

. В 1981 году реклама моделей повседневной обуви (casual shoes) бренда RocSports сообщала, что с помощью этой обуви известный бегун Билл Роджерс «делает ответное одолжение» своим ногам, которые, «проходя через ад» забегов, обеспечили ему славу. Обувь компании, утверждали авторы рекламного текста, отличалась небольшим «весом как у беговой обуви» и «технологией, разработкой и материалами, позаимствованными из функциональной соревновательной обуви»[40]. Современный краудфандинговый проект компании NobleSole предлагает тем, кому требуется ходить в офис и соблюдать дресс-код, «настоящее решение вопроса с обувью для современного мужчины» – своеобразный гибрид модельных мужских туфель и кроссовок, который «выглядит как модельная обувь, но носится как кроссовки»[41].

Между ретро и футуризмом

С точки зрения эволюции силуэта и внешнего вида многофункциональной спортивной обуви, которая особенно часто подвергается одомашниванию, можно выделить две особенно значимых вехи. В первой половине XX века самыми популярными у массовой аудитории были туфли на резиновой подошве, с легким текстильным, реже кожаным, верхом и достаточно толстой резиновой подошвой. Такую обувь по-русски традиционно именуют кедами, и сегодня она имеет устойчивые ассоциации с ретромодой. После Второй мировой войны становится все более популярным другой тип многофункциональной спортивной обуви с кожаным или синтетическим верхом и подошвой из резины или полимеров, чей силуэт имел больше общего с туфлями для бега или футбола. Именно такую спортивную обувь в русском языке обычно называют кроссовками[42]. Историк Томас Тёрнер даже предлагает считать именно 1945–1975 годы периодом возникновения современной спортивной обуви (Turner 2013).

В этот же период во многом формируется специфическая визуальная эстетика спортивной обуви. Многие производители отныне предпочитают респектабельным цветам вроде черного, коричневого или бежевого яркие оттенки искусственных красителей и их сочетаний. Считается, что большую роль в формировании этой специфической эстетики кроссовок сыграло убеждение Ади Дасслера, что спортивная обувь не обязана походить на повседневную. Это определяло специфику дизайна продукции его фирмы, а вслед за ней и ее конкурентов. Во многом, однако, такой подход объяснялся сугубо практическими соображениями. Большие спортивные события вроде Олимпийский игр, особенно после появления телевидения, требовали яркой картинки, а экипировка атлетов должна была обращать на себя внимание. С функциональной необходимостью связывают и, например, появление знаменитого фирменного знака бренда adidas – трех полосок. Сами по себе кожаные полоски по бокам спортивной обуви появились еще до Второй мировой войны: это был чисто конструктивный элемент, который служил для укрепления наиболее уязвимых частей беговой обуви и использовался многими производителями. Но традиционно полоски были одного цвета с самим ботинком. В компании Ади Дасслера придумали делать их контрастными и выбрали число три как наиболее выигрышное с визуальной точки зрения

Страница 32