Критика вузовской философии. На примере учебника Е. Бранской и М. Панфиловой - стр. 1
Вступление
Беда не приходит одна. Опять мне предложили рассмотреть почти новый учебник по философии. Ну, как новый? Впервые он издавался в 2012 году, потом ещё переиздавался с изменениями. А данное издание осуществилось в 2019 году. Совсем недавно. Не знаю, может авторы успели переиздать его и в этом году. Но это уже не важно.
Важно другое. Составители этого учебника: кандидаты философских наук, доценты, преподаватели Санкт-Петербургского государственного экономического университета Е.В. Бранская и М.И. Панфилова. А рецензентами выступили доктора философских наук: профессор Е.А. Гусева того же университета, и Р.А. Зобов, профессор кафедры философии науки и техники Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. Звучит весьма внушительно. К сожалению, только звучит.
Названия, тематика и смысл
На что первым делом обращает внимание человек, беря учебник в руки? Естественно, на название. Данный учебник называется довольно претенциозно: «Философия». Конечно же, это должно значить, что из учебника студент может узнать о том, что такое философия и научиться разбираться в философии. На это указывает само название. Тем более, что под названием подписано: «Учебное пособие для бакалавриата и специалитета». Мало того, в аннотации значится, что данное издание, как и подобные ему, подготовлены «преподавателями лучших университетов России» (!!!) и впервые были опубликованы «в издательствах университетов» (!!!), а потом уже «Издательством Юрайт», где тоже «прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства» (!!!). Как не изучить такой учебник?
К тому же в аннотации также значится, что «пособие предназначено для изучения основ философии» (!!!), а «содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования» (!!!).
Кто же не хочет изучить основы философии? Все хотят!
Но есть в аннотации и одно небольшое уточнение:
«Задача данного учебного пособия заключается в том, чтобы получить целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох…».
Стоп! На этом месте стоило бы задуматься и авторам учебника, и его рецензентам. Неужели эти учёные люди так ничего и не заподозрили? В одном месте говорится, что «пособие предназначено для изучения основ философии», а в другом – что задача пособия: получить представление «о роли философии в культуре разных исторических эпох». И учёным философам не показалось, что «основы философии» и «роль философии в культуре» – это совершенно разные вопросы, разные темы? И обе они довольно обширные. Заявлена в учебнике и третья тема, на которую я укажу чуть ниже.
Я не говорю о том, что эти две темы нельзя рассматривать в одном учебнике. Можно, хотя это сильно сузит оба направления. Я говорю о том, что необходимо понимать, чему посвящён учебник в целом. Либо он посвящён основам философии, куда естественным образом должен входить вопрос о роли философии в культуре, но лишь как дополнение, а не основная тематика. Либо учебник должен быть посвящен именно роли философии в культуре, как основной теме, раз уж заявлено, что это – задача данного учебника. Сюда, конечно, тоже должна входить тема основ философии, как ознакомительная, краткая, но в этом случае название учебника должно соответствовать тематике. А название «Философия» говорит об основах философии, как основной теме. И задача такого учебника именно в том, чтобы дать фундаментальные основы философии. То есть, уже из аннотации мы видим несоответствие названия учебника заявленной теме учебника.
Но и в «Предисловии» авторы повторяют: «наша задача заключается в том, чтобы получить целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох, о наиболее существенных закономерностях развития философской мысли». Здесь видна третья тема: «закономерности развития философской мысли». Это три разные темы! Все они требуют отдельного осмысления. Градация этих тем совершенно чётко определена: 1) «основы философии», 2) «закономерности развития философской мысли», 3) «роль философии в культуре народов». Без освоения первой темы невозможно даже и близко понять вторую, не говоря уже о третьей. В учебнике же всё перемешано, как в винегрете.