Критика вузовской философии. На примере учебника А.Г. Спиркина - стр. 6
Но вот абзац, с которым не только хочется соглашаться, но и хочется, чтобы автор развил мысль этого абзаца в учебнике до понимания студентами философии как самостоятельного явления, как феномена. Спиркин пишет:
«Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать».
Всё верно! Совершенно верно! Поэтому ждёшь развития этой мысли. Но увы, продолжения не следует. Это конец. Далее Спиркин переходит к стандартному, хотя и неверному, узкому пониманию философии:
«Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие».
Многие философиоведы до сих пор никак не могут понять, что дословный перевод термина не отражает полноты самого явления, названного этим термином. Тем более, что за тысячелетия изменилось и понимание философии, и научная философия. А мышление многих философиоведов осталось на античном уровне. Называть философию любовью к мудрости, – это то же самое, как геометрию представлять только измерением земли, основываясь на дословном переводе термина.
Далее в учебнике вновь проскакивает правильная мысль о том, что:
«Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире…»
Тоже совершенно верно! Но, к сожалению, и эта мысль в учебнике осталась не развитой. Автор ничего не пишет о том, что эта самая потребность, это желание человека осмыслить и познать действительность – как раз и является природной сущностью философии. Философия как явление, как феномен – это и есть осмысление действительности. Возникла она не при Пифагоре. Пифагор лишь придумал ей название, хотя и не совсем удачное.
Разве первобытный человек не «испытывал духовную потребность» в познании мира? Конечно, испытывал. Разве он не размышлял, не думал, не осмысливал мир вокруг? Конечно, осмысливал. Так почему же о философии пишут в учебниках так, словно она с неба свалилась только при Пифагоре? Почему не рассказывают студентам о предфилософии, которая по сути была тем же самым явлением, только с другим названием. Философиоведы начинают рассказывать в философии с античности, даже не понимая, в чём ценность античной философии. А ценность её вовсе не в том, что она стала называться философией, и даже не в том, что возникла письменность и до нас дошли как бы первые письменные труды философов. Ценность античной философии в том, что тогда впервые философия сделала зафиксированную на бумаге попытку стать научной, стать наукой и отделиться от религии, создать единую науку как таковую. Вот в чём ценность античной философии. Хотя и нельзя сказать, что ей это удалось в полной мере.