Размер шрифта
-
+

Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы - стр. 31

В детстве мы еще не знали, что были креативны. Мы просто понимали, что можно спокойно экспериментировать и преуспевать, а иногда и проигрывать. Мы продолжали создавать, чинить и верить, что интересное случится, если продолжить это делать.

Лучший друг Дэвида в третьем классе, Брайан, однако, иначе относился к творчеству.

Однажды Дэвид и Брайан вместе с одноклассниками сидели на уроке рисования. Брайан работал над скульптурой, он лепил лошадь из глины. Вдруг одна девочка наклонилась к нему и сказала: «Это ужасно. Совсем не похоже на лошадь». Брайан сразу сник. Он удрученно смял свою поделку и вернул глину обратно в корзину. Дэвид никогда больше не видел, чтобы Брайан принимался за лепку.

Как часто нечто подобное происходит в детстве? Услышав подобные истории о потере уверенности, кто-то из слушателей всегда подходит к нам с аналогичными воспоминаниями, когда учитель, родитель или ровесник заставили их прекратить попытки. Нужно признать: дети могут быть жестоки друг к другу. Иногда люди запоминают определенный момент, когда именно в детстве они поняли, что не креативны. И предпочли перестать думать о себе как о творческих личностях, лишь бы не быть осуждаемыми.

Автор и исследователь Брене Браун проводила серьезное исследование чувства стыда[5]. Она беседовала с огромным количеством людей и выяснила, что примерно треть из них помнит о своих «творческих шрамах»{40}. Память сохранила конкретное событие, когда им говорили, что они не были талантливыми художниками, музыкантами, писателями или певцами.

Когда ребенок теряет уверенность в своих творческих способностях, последствия могут быть серьезными. Люди начинают разделять мир на тех, кто креативен и нет. Они привыкают видеть эти категории как устоявшиеся и продолжают избегать творчества, забывая, что тоже когда-то любили рисовать и рассказывать небылицы.

Тенденция считать себя «нетворческим» человеком проистекает не только из страха осуждения, здесь влияют и другие факторы. По мере того как в школах уменьшают финансирование творческих дисциплин и переходят к тестированию, творчество как бы само себя обесценивает, проигрывая в сравнении с традиционными основными предметами типа физики или математики. Эти дисциплины подчеркивают важность мышления и решения проблем, которые имеют один очевидный правильный ответ, в то время как урегулирование большинства вопросов реального мира требует более широких взглядов. Учителя и родители, исполненные благих намерений, дают советы детям получать более традиционные профессии, посылая скрытые сообщения, что специальности, связанные с творчеством, более рискованные и отходят от господствующих направлений. Мы оба знаем, каково это. Наши наставники говорили нам, когда мы выпускались из школы, что лучше оставаться вблизи Акрона, Огайо и работать в местных компаниях. Они думали о нас как о «мечтателях» из-за наших стремлений выйти за рамки привычного. Если бы мы послушали их совета, не было бы сейчас IDEO или d.school.

Страница 31