Краткий курс истории философии - стр. 7
Обратимся к конкретным историческим типам философии, которые свойственны Древней Индии и Китаю (6 в. до н. э.). Там сам человек еще не отделяет себя от природы, поэтому есть только ступень единства духа с природой, которая в качестве непосредственной, не представляет собой истинного состояния. На этой ступени развития философии еще нет рефлексии (собственно мыслительной деятельности), она только начинает зарождаться в лоне фантазии, чувственного представления и воображения. Истина представляет собой конкретное единство мышления и бытия, единичного и всеобщего, когда мышление в процессе погружения во всеобщее возвращается к самому себе. Но на первоначальной ступени познания мира, человек не может оторваться от представления и развивает мышление в форме мифологии и религии. Это происходит от того, что, первоначально познавая природу, наделяя ее духовными силами, человек погружает свое сознание в явление и стремится познать его сущность. Религиозное сознание, как и философия, имея своим предметом всеобщее, абсолютное, погружается в познание мира и человека. И, хотя философия выделяется позже из религии, приобретает на более высокой ступени своего развития собственную форму, содержанием ее остается всеобщее.
2.1. Зарождение философских школ в древней индии
Древнеиндийская философия не представляет еще единого учения; ей свойственны несистематизированные пантеистические взгляды об исключительной мощи божественной субстанции и ничтожестве всех отдельных существ, не подключившихся посредством души к ней. Высший смысл древнеиндийской философии и религии заключается в том, чтобы растворить полностью единичность во всеобщем – во всеобщей божественной сущности. Самоуничтожение, самоотчуждение достигаются полным подавлением единичности всеобщим. Эта цель древнеиндийской философии, которая достигается в религии посредством полного отвлечения единичного сознания от мира, при помощи занятий чистыми мыслями, сосредоточия души в себе, это и есть, согласно древнеиндийской философии, вечное блаженство, покой. Следует отметить, что душа, сознание, дух для индийцев – адекватные понятия.
Достоинство индийских учений заключается в стремлении индивидуальности к интеллектуальной субстанциональности (проникновение в сущность мира). Не в познании себя, а в познании бога, соединении с ним, в уничтожении единичной значимости, растворении себя во всеобщем – истина древнеиндийской философии. Но следует отметить, что полное отречение от мира, сосредоточие души в себе производилось на уровне представления. Прогрессивное значение философии Востока заключается в том, что, хотя и в рамках представления (мифологических образах), мысль научилась сосредотачиваться.