Краткий курс истории философии - стр. 5
Непревзойденный классик философии морали И. Кант, занимаясь и естественными науками и метафизикой, обосновал три важные для человечества идеи, которые сегодня предостерегают нас от опасностей трансгуманизма: 1) категорический императив как «всеобщий закон возможных поступков» и «высший закон безусловно доброй воли»[8]; 2) понимание идеи о том, что человек не должен быть только средством: «разумные существа подчинены закону, по которому каждое из них не должно обращаться с самим собой, со всеми другими только как со средством, но также и – как с целью самой по себе» («Основы метафизики нравственности»)[9]; 3) идею о том, что нравственный закон находится внутри человека и он тот же самый, что и закон гармонии в природе (мироздании) в «Критике практического разума»[10]. Известный философ-эстетик В.В. Бычков также отмечает: «Мыслительный и эстетический опыт человека и человечества – это исторически сформировавшаяся универсальная реалия человеческого бытия; человека как не только мыслящей, но и творящей и созерцающей личности. Главное содержание такого опыта состоит в гармонизации человека с Универсумом, с природой, с себе подобными, с самим собой. Ни один известный нам вид человека никогда не существовал и, кажется, существовать не может без этого опыта. Другой вопрос, что исторически менялись формы этого опыта, а в последние столетия и формы его осмысления и описания. Весь ход истории культуры, включая и ее современный этап (пост-культуру), убеждает в том, что эстетический опыт, способность человека мыслить, жить по нравственным принципам (по законам совести) относится к сущностным началам человеческого бытия»[11].
В. В. Бычков[12]
Требующий систематизации накопленный наукой опытный материал нуждается в познании человеком системного метода. В истории системный метод разрабатывался только в одной науке – классической философии. Междисциплинарность и систематизация была характерна для классической немецкой философии, образцами таких работ являются три Критики И. Канта, «Наукоучение» Г. Фихте, «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля. В настоящее время должны появиться новые системные науки, отражаюшие внутреннюю необходимость изучения значимого для человечества явления – конвергентного знания-натурфилософии на новом витке развития. Такой подход к развитию науки вернет сознание к идее интеграции, единства и гармонии, что поможет не допустить превращения человека в средство и биообъект, а будет способствовать возвращению его к труду на ниве культурного творчества, поскольку он существует в природе и для нее в целях осуществления порядка. Природа сметет со своего пути всех и все, что ей помешает в восстановлении гармонии и всеобщего единства. И. Кант в Заключении «Критики практического разума» писал о том, что развитие познания создало «наконец тот ясный и для всякого будущего неизменный взгляд на мироздание, который, как можно надеяться, при дальнейшем наблюдении всегда будет развиваться, но никогда – этого бояться не над – не будет деградировать»