Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика - стр. 17
[4].
Если мы вернемся к коучингу и применим к нему метафору Сократа «повития же этого виновники – бог и я», то уже становится понятнее, что участие коуча в сессии не просто «рациональное», «по технологии», но это способность применять высший вид интеллектуальной деятельности – интеллектуальную интуицию, доверяя своим инсайтам, но умея отличить их от «ложных призраков».
Тогда применение сократовского метода в данном смысле в отношении коучинга становится вероятностным процессом, требующим достаточно глубокого знания человеческой природы и способности понимать, что «наблюдатель влияет на наблюдаемое». И, возможно, один из ответов на то, что такое коуч-позиция и как ее сохранить, – это осознавать свою роль влияющего наблюдателя и быть способным использовать ее осознанно в интересах коучи́.
Подобный вероятностный подход является основным в современной квантовой механике, где гипотезы создаются на основе отпечатков, которые оставляют микрочастицы, недоступные непосредственному наблюдению, на фотопластинке. Можно использовать эту аналогию и в коучинге: внутренний мир души и процесс мышления также является незримым для внешнего наблюдателя, мы в состоянии судить о нем лишь по «отпечаткам» – по символическим проявлениям на внешнем уровне. Такими символическими проявлениями на внешнем плане являются, например, наши словесные описания реальности, наши движения, действия, поступки, наши эмоции, сновидения, телесные симптомы и т. д.
Постижение истины как подлинного знания происходит скачкообразно – аналогично переходу квантовой системы на новый энергетический уровень, это абсолютно нерациональный процесс, которому трудно первоначально придать четкое рациональное объяснение, но именно он, похоже, является тем самым «полноценным плодом» по Сократу. Признание возможности использования интеллектуальной интуиции дает возможность актуализировать ее и у клиента, позволяя его системе осуществить квантовый скачок сознания на новый уровень. Важно признать, что «технологизировать» данный процесс невозможно, можно только самому коучу развивать чувствительность к этим процессам, постоянно проходя супервизии у более опытных коллег.
Таким образом, важно различать эти два измерения работы в коучинге – рациональное и вероятностное. Последнее измерение можно назвать еще символическим, если понимать «символ» в философском ключе, где он трактуется не как «знак», а имеет более глубокое, духовное измерение, неопределимое обычным, ментальным образом, «… поскольку в измерении живого состояния мысль переплетена с бытием, постольку она неопределима обычным образом. Не может быть дана или получена определением. … Мысль, повторяю, не есть чистое ментальное состояние, здесь что-то другое»