Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика - стр. 16
О символической роли этого «незримого участника» говорит М. Мамардашвили:
«Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье – это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве человека. … я говорю о простой вещи, а именно: человек не создан природой и эволюцией, человек создается, непрерывно, снова и снова создается, создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом «образ и подобие Божье», то есть человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется, с каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [5].
«Непрерывная создаваемость» человека проявляется в процессе рождения собственных вопросов и нахождении собственных ответов через обращение к своему «божественному» творческому потенциалу. Данный процесс получил отражение в коучинге в форме принципа, взятого из гуманистического подхода: «у самого человека есть ответы и ресурсы для решения проблемы».
Когда мы говорим о том, что у человека есть все ресурсы и ответы, то мы имеем в виду обращение к интуитивной стороне процесса познания, нежели рациональной.
Чтобы углубить понимание тех интуитивных образов, которые нам оставил Сократ, важно осознавать, что «познание представляет собой единство не только рационального и чувственного моментов, но и включает в себя различные иррациональные элементы, связанные с ролью бессознательного в психике человека и предполагающие недостаточно ясно выявленную их связь с рациональной составляющей познавательной деятельности» [9].
Более того, в рамках классического рационализма существует представление об «интеллектуальной интуиции», которая является высшим видом интеллектуального познания [9].
Мераб Мамардашвили, говоря о философе, пишет, что Сократ «лишь пытается ввести слушателя в область бытийного мышления, которое может происходить только путем своего рода индукции, диалектической индукции. Сократ так организует ситуацию, так ведет своего слушателя, чтобы тот сам впал в некоторое состояние ви́дения порядка, формы. Что это? Нельзя определить. Здесь мы действительно сталкиваемся с тайной человеческого бытия: то, что всегда случается и что нам ближе и доступнее, в то же время ускользает от нас, если мы хотим высказать это и в определенном высказанном виде передать другим»