Кот ушел, а улыбка осталась - стр. 27
Торг шел так. Константин предлагает:
– Подземный гараж в Тель-Авиве снимаем в Тбилиси.
Я в ответ:
– А на роль сестры дяди Изи утвердим нашу актрису Нину Тер-Осипян.
– Зачем ее возить в Израиль? Там много хороших актрис.
– Зачем снимать гараж в Тбилиси? В Израиле уйма подземных гаражей!
Константин предлагает:
– Давайте и голландское посольство снимем в Тбилиси.
Я в ответ:
– А в роли Дода (израильского приятеля Бори) снимем Леонида Ярмольника.
В итоге договорились: Сохну́т, подземный гараж, голландское посольство, тюрьму, переход границы снимаем в Грузии. В Вену и Израиль едет съемочная группа (восемь человек) и актеры. В Вене снимаются: Янковский, Леонов и Гундарева. В Израиле: Янковский, Тер-Осипян, Ярмольник, Джигарханян и Кикалейшвили. А сам Константин сыграет официанта, которого взял в плен Сеня.
Съемки спланировали так: начинаем в Тбилиси, потом в Москве, в Вене, в Израиле и поздней осенью опять в Москве (кладбище).
Обо всем договорились, кроме оператора. По условиям договора оператором должен был быть француз. Я уговаривал Константина:
– Давай возьмем кого-нибудь из наших. У нас блестящие операторы!
– Ничего не могу сделать. Это условие Национальной академии кино Франции.
И тут я узнал, что фильм, который должен был снимать Вадим Юсов, закрыли.
– Освободился лучший оператор мира, Вадим Юсов, – сказал я Константину. – «Андрей Рублев» смотрел? Неужели даже для него ваша киноакадемия не сделает исключение?
– Ладно, узнаю.
На следующий день Александров спросил:
– Юсов не будет возражать, если рядом с его фамилией в титрах будет стоять фамилия французского кинооператора?
– Будет, – сказал я.
– Другого варианта нет.
Юсов сказал:
– Бог с ней, с фамилией, пусть стоит. Главное, чтобы он на площадке не появлялся.
– Вы его вообще не увидите, это я гарантирую, – пообещал Константин.
И это обещание выполнил. Француза мы так и не видели, но во французском варианте его фамилия в титрах стоит.
С Вадимом Юсовым. 2010 год
Также не видели мы и художника Эммануэля Амрами, имя которого тоже стоит в титрах. А действительным художником-постановщиком на нашей картине был Дмитрий Такаишвили. С этим уникальным художником, по кличке Мамочка, мы с Юсовым снимали мой лучший фильм «Не горюй!».
Адью, месье!
Поскольку Юсов не видел натуры, мы с ним и Димой Такаишвили полетели в Израиль смотреть отобранные места. Саша Хайт остался составлять смету.
В Израиле нас ждал художник израильской студии, с которым мы в прошлый приезд отбирали места съемок. За три дня осмотрели все (Израиль маленький) и вернулись в Тель-Авив. Когда вошли в гостиницу, внизу в холле сидел Константин с переводчиком, поздоровался и сказал мне, что хочет поговорить со мной тет-а-тет. Вадим и Дима ушли. А мы с Константином и переводчиком сели за столик. Константин показал мне бумагу.