Костюм супергероя. Идентичность и маскировка в жизни и вымысле - стр. 23
Напьер отмечает, что именно это чувство незавершенной идентичности заставляет публику разгадывать секрет альтернативной идентичности, скрытой под покровом. Маска, «как известно, не имеет внутренней стороны», и это «побуждает публику пытаться заглянуть под маску» (Jones 1971, цит. по: Napier 1986: 9). Наблюдатель знает, что маска – лишь поверхностная «декорация», искусственный предмет, не репрезентирующий завершенную идентичность. Это неизбежно приводит к появлению ощущения, что есть что-то еще, пока не обнаруженное, и усиливает желание разгадать эту тайну. В отличие от повседневной одежды альтер эго, которая вроде бы репрезентирует завершенную идентичность, нарочито редукционистский супергеройский костюм вызывает вопросы. Он активно и открыто выступает в роли маскировки, подразумевая, что под ним скрыто нечто важное и интересное.
Именно эта незавершенность ставит супергероев под угрозу разоблачения. В то время как никто не подвергает сомнению и не испытывает на прочность идентичности Питера Паркера и Брюса Уэйна, большие усилия прилагаются для того, чтобы сорвать маску с Человека-паука или Бэтмена. Например – профессором Смайтом, когда он устанавливает скрытые камеры, чтобы запечатлеть Человека-паука без маски («Удивительный Человек-паук», № 105, февраль 1972).
Словно для доказательства того, что маска супергероя не репрезентирует завершенной идентичности, Стив Дитко – один из авторов Человека-паука – придумал сначала Мистера А (1967), а затем Вопроса (1967), двух супергероев, чьи костюмы нарочно были лишены идентичности. Это были попытки сделать супергероя объективным, способным бороться с преступностью без ошибок и ограничений, обусловленных субъективностью индивидуальной идентичности. У Мистера А было невыразительное, непроницаемое лицо, а у Вопроса его не было вовсе. Маска Вопроса представляла собой похожий на кожу материал, наклеенный прямо на лицо, скрывающий его черты, но ничем их не заменяющий. У нее не было ни глаз, которые выражали бы эмоции, ни других опознаваемых черт. Такие пустые маски носят, чтобы стереть идентичность альтер эго, не превращаясь при этом в кого-то или во что-то иное.
Даже когда две идентичности супергероя изначально разделены, со временем граница между ними стирается. «Всякая маска оставляет отпечаток на том, кто ее носит» (Morris 2005: 420). Иногда это происходит сразу же, как только возникает супергеройская идентичность. Стив Роджерс превращается в Капитана Америку окончательно и бесповоротно. Он сохраняет свое имя – Роджерс – и редко пытается скрыть свою истинную идентичность, однако его костюм «практически сводит на нет любую иную идентичность, которая может у него быть» (Moser 2009: 29). Когда же альтернативная идентичность сохраняется в тайне, важнейшей частью супергеройской истории неминуемо становится кризис идентичности. Гражданское альтер эго должно противиться желанию действовать как супергерой, постоянно напоминая себе о различии двух идентичностей.