Размер шрифта
-
+

Костюм супергероя. Идентичность и маскировка в жизни и вымысле - стр. 22

Идентичность маски

Маски могут иметь сходство с каким-нибудь реальным человеком и, таким образом, репрезентировать завершенную идентичность. Маски знаменитостей и политиков, используемые пародистами или протестующими, театральные костюмы, репрезентирующие реальные или вымышленные персонажи, детские костюмы животных – все они репрезентируют кого-то отличного от того, кто в маске. Этот «кто-то» существует независимо от маски. Он живет полноценной жизнью (реальной или вымышленной), а маска – просто копия или репрезентация. В этих случаях, даже когда маска абстрактна или когда образ воспроизведен очень приблизительно, изображаемая идентичность сама по себе является цельной.

Супергеройские маски, напротив, не репрезентируют чего-то отдельного от супергероев, которые их носят. Костюм Сорвиголовы (Daredevil) может подразумевать дьявола (devil), однако он не носит его так, чтобы люди считали, будто он настоящий демон, так же как Флэш (Flash) не хочет, чтобы его принимали за вспышку (flash) или молнию. Костюм Человека-паука вызывает ассоциации с пауками, однако не репрезентирует паучьей идентичности; костюм Бэтмена напоминает летучую мышь, но Бэтмен не пытается вести себя как реальная гигантская летучая мышь. Идентичность супергероя не существует отдельно от костюма. Во многих отношениях костюм и есть супергерой. Это особенно видно в костюмах, переходящих из рук в руки, в результате чего супергеройскую идентичность разделяют несколько владельцев костюма. У Бэтгёрл есть несколько альтер эго: Бетти Кейн, Барбара Гордон, Стефани Браун, Хелена Бертинелли и Кассандра Кейн. У всех этих женщин есть законные притязания на идентичность Бэтгёрл, но она существует независимо от каждой из них. Может быть, Тони Старк и является публичным лицом Железного Человека и не чувствует необходимости скрывать свою альтернативную идентичность, однако способности Железного Человека Старку не принадлежат. Суперсилой наделен костюм, и именно он делает этот персонаж способным на героические поступки.

Если супергеройская идентичность не существует вне костюма, то логично разрабатывать костюм как цельную идентичность. Несомненно, самый действенный способ скрыть тайную идентичность владельца – разработать костюм, создающий впечатление чего-то законченного; выглядящего так, словно на все вопросы даны ответы. Однако супергеройские костюмы и маски заведомо имеют редукционистский характер. Подобно ритуальным маскам, они лишены эмоций. Более того, они по замыслу своему незатейливы – часто одноцветные, с минимумом узора или вовсе без него. Даже когда маска супергероя связана со сконструированной идентичностью (Бэтмен, Человек-паук, Сорвиголова), это явно не завершенная идентичность. Как таковая, она определенно является маскировкой.

Страница 22