Размер шрифта
-
+

Костромская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры - стр. 5

Очень многие россияне, и особенно творческие личности, приезжали и приезжают на Костромскую землю во имя творческого вдохновения, обновления и подпитки интеллектуальных возможностей, укрепления духовно-нравственных сил, упрочения связи, ощущения единства с простым русским народом и осознания того, что ты – его часть. Все они как один стремились в костромские места ради целительной силы красоты природы, волжских просторов, величия и разнообразных богатств мощных, обширных лесов, а также ради тишины и живописности речных пойм и террас, а также полей, лугов, просек, иных открытых местностей.

Костромская земля неизменно и надежно приносила вдохновение, спасала от бытовых неурядиц и тревог, поправляла здоровье, поднимала настроение великому русскому драматургу А.Н. Островскому (1823–1886), называвшему Костромской край второй родиной, где он создал или задумал почти половину своих произведений. Песенная прелесть стихотворных строк А.Н. Плещеева рождена в большой мере природными красотами его малой Родины, воспоминаниями и восхищением от Костромских мест – части столь любимой им России.


Волга в районе Костромы


Очень сильно любил Кострому и ее окрестности, часто гостил, отдыхал, охотился на Костромской земле певец русской природы – писатель М.М. Пришвин (1873–1954). С любовным пристрастием относился к Костромской земле замечательный русский художник Б.М. Кустодиев (1878–1927), который неоднократно приезжал в Кострому. Он купил в ее окрестностях усадьбу Маурино, в костромских местах написал ряд своих известных полотен, сделал эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Знаменитые торговые ряды Костромы можно увидеть на полотнах Б.М. Кустодиева; в 1900 г. в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им была написана программная картина на звание художника «Базар», за которую ему была присуждена золотая медаль.

Любил и стремился приезжать на Костромскую землю прекрасный русский художник А.К. Саврасов (1830–1897). На его полотнах запечатлены многие костромские места. Так, на его широко известной картине «Грачи прилетели» (1871) изображена Воскресенская церковь (1690) в г. Костроме.

Не следует думать, что Костромская земля со всех сторон – чуть ли не безукоризненное райское место на земле, где родятся и живут, работают, делают карьеру и свою славу только райские создания. Как на солнце есть пятна, так и в истории Костромской земли были разные события, стала она и местом жизни, деятельности, а также появления родов или отдельных личностей, принесших большие беды России. Среди них род князей Галича Костромского, прежде всего – это князь Юрий Дмитриевич (1374–1434) и его сыновья – Василий Косой (умер в 1448 г.) и Дмитрий Шемяка (1420–1453), без малого почти треть века (1425–1453) конфликтовавшие, воевавшие с Москвой и ослепившие в 1446 г. великого князя московского Василия II Васильевича (Темного), а также род первоначально захудалых небогатых дворян Годуновых, тем не менее давших России правителя (1584–1598), а с 1598 г. царя Бориса Федоровича Годунова (1552–1605). В окрестностях костромского г. Буй родился один из самых известных авантюристов XVII в. – Юрий Богданович Отрепьев, или Лжедмитрий I (1580–1606 гг., русский царь в 1605–1606 гг.). А в начале ХХ в. во главе большевистской организации Костромы одно время был Яков Михайлович Свердлов (Янкель, или Янош, Соломон Мовшевич, 1885–1919 гг.), позже ставший одним из главных советских государственных и политических деятелей, одним из основных организаторов и руководителей боевой организации РСДРП, а также одним из организаторов разгона Учредительного собрания, убийства царя Николая II, его жены и пятерых детей (все семеро канонизированы Церковью), «красного» террора, «расказачивания», создателем системы партаппарата; с 1917 г. возглавлял Секретариат Центрального Комитета партии, был председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета.

Страница 5