Корона Российской империи. Слава, честь и доблесть династии Романовых - стр. 17
Церковный – это прежде всего «Кормчая книга», использовавшаяся русскими иерархами уже несколько веков. Несмотря на все дополнения, она по-прежнему имела в основе византийское право.
Зарубежный опыт – в первую очередь Статут Великого княжества Литовского, принятый в 1588 году и представлявший собой развитие сводов 1529 и 1566 годов. Впоследствии он считался самым передовым в тогдашней Европе.
Впрочем, комиссия Одоевского использовала его по двум причинам. Во-первых, Статут был написан на языке, для понимания которого в большинстве случаев русским законникам не требовались толмачи. Во-вторых (если не во-первых), он имел хорошо проработанную структуру, рубрикацию и стиль языка, то есть послужил образцом юридической техники. Кстати, сами литовские законы были мало применимы к российским реалиям.
Соборное уложение 1649 года оказалось одним из самых удачных проектов, затеянных Алексеем Михайловичем. Оно охватывало практически все сферы гражданского и уголовного права. Со всеми позже принятыми дополнениями Уложение действовало почти два столетия, вплоть до 1832 года, когда уступило место новому Своду законов Российской империи.
Начатое Никоном исправление книг и обрядов продолжилось и после его низвержения (худ. Д. Вухтерс, ок. 1660)
А вот счастливая семейная жизнь молодого царя была омрачена тем, что его первенец, родившийся в конце 1648 года и названный Дмитрием, не прожил и трех лет. Алексей Михайлович ощутил, как не хватает ему крепкого плеча и мудрого слова верного друга. Но при всей симпатии к своему дядьке Борису Морозову возвращать его на вершину власти царь не собирался.
Ревностно соблюдавший все церковные обряды, а в пост по три дня в неделю ничего не пивший и не евший, царь обратил свой взор на духовных лиц в поисках такого друга и советчика. Его, человека мягкого, добродушного и склонного к созерцательности, привлекала решительность, с которой тогдашний новгородский митрополит Никон усмирил мятеж, вспыхнувший в городе.
Он сумел овладеть доверием царя и в июле 1652 года, после смерти патриарха Иосифа, был возведен в этот сан и тут же взял с царя слово, что тот не будет вмешиваться в дела церкви. Никон, многие годы потративший на изучение греческих и византийских текстов, считал, что необходимо избавить русские православные книги и обряды от расхождений с первоисточниками. Царь поддержал реформу, давно лелеемую Никоном.
Пожалуй, такого царского доверия не имел и Морозов. Патриарх получил право официально именоваться Великим Государем, а с отъездом царя на войну являлся фактическим правителем России. По сути, это означало вмешательство церкви в дела государства. Такое положение патриарха нравилось далеко не всем, причем как боярам, так и духовенству.