Корах. Роман о времени - стр. 44
Знаменитые, на разные лады рассказанные сюжеты – величественные, загадочные, странные, часто непонятные, кровавые, нелепые. Историческая действительность, переплетенная с мифами, притчами и сказками – все увязано в один клубок, который начни разматывать – откроются новые слои, неожиданные ракурсы, глубинные уровни понимания. И так век за веком.
Что же оставалось ему, чиновнику правительственной канцелярии, где найти себя в этом медленно, но непрерывно движущемся потоке? Не в изменяющемся ли характере героев? Не в оживших ли перед его глазами участниках, таких древних, что взгляд туда терялся в миражах бескрайней пустыни? Он смотрел на своих предков через призму времени, разглядывая их до мельчайших деталей, вживаясь в их поступки, пытаясь разобраться в хитросплетениях донесенных мифов. При этом внутри у него что-то происходило, структуры его души приходили в движение, разминались, потягивались, наливались силой.
“История – это мир, придуманный душой, когда ей тесно в рамках реальной жизни”, – подумал он однажды.
Скупая на эмоции традиция не рассказывала о вещах очевидных, до которых можно было дойти самостоятельно; она доносила нетривиальное, без чего нельзя было обойтись. Оттого и действия персонажей выглядели подчас непонятными, а их мотивация не вполне ясно прослеживалась. К тому же предмет изучения относился к сферам духовным, а потому отсутствовала четкая хронология – многие события происходили словно бы одновременно, и лишь разобравшись в причинно-следственных связях, можно было постичь их смысл.
Но мертвы абстрактные законы, даже если они надиктованы Богом. Лишена жизни логическая казуистика пока не населяет ее человек, покуда не приходит он в райский сад с молитвой о дожде и не запускает потоки живой энергии в потенциально совершенный, но пока еще статичный мир. Поэтому только осмысливая внутреннюю эволюцию, побуждения, мотивацию, примеряя на себя образы живых людей, Кораху удавалось заглянуть за кулису мира, почувствовать и понять работу его скрытых механизмов.
"Мысль, – считал он, – самая мощная после любви сила, смелость ума оформлять словами образы, это то, что отличает мир от хаоса".
Повесть о Йегуде и Тамар
Родословная будущих царей, как, впрочем, и множество других знаменитых родословных, брала начало в Ханаане, в окрестностях Беер-Шевы, города семи колодцев, на пересечении торговых путей между Египтом и Вавилоном. Здесь под сенью уютного оазиса жили в шатрах те, кто именовал себя коленами Израиля – сыновья Иакова с женами, детьми, внуками, сводными родственниками и прочими домочадцами. Сам патриарх Иаков, уже вступивший в дни почтенной старости, окружен был опекой и вниманием соплеменников, многих из которых он даже не помнил по именам. Любимым занятием старик почитал рассказывание историй своим внукам, внукам своих сыновей и всем, кто приходил послушать. Дети бросали игры и спешили к шатру, боясь упустить самое интересное, а Иаков, к радости слушателей, то вскидывал, то сдвигал густые брови, на всевозможные голоса разыгрывая свои маленькие представления.