Конспекты и заметки - стр. 6
И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались.
Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и сделать его обителью для Самого Бога (с.118-119).
Как бы ни было трудно это дело, мы должны помнить:
Путь тех, кто хочет угодить Богу, лежит сквозь многие скорби. …нет ничего лучше во Христе мира, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов…
Признак духовной жизни, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем.
Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает сперва в мирном устроении, а посредством сего и в премирном (Горнем, Небесном): в мирном, т.е. с совестью благою; в премирном же, когда ум созерцает в себе благодать Святого Духа… (с. 116-117).
И еще:
Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, пока не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием (с. 95).
В этом как бы доме искушений и пыток мы обретаем смирение, без которого в нас нет ничего:
Когда нет света, все мрачно: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма (с. 101).
2. Прп. Иоанн Лествичник о молитве
Прп. Иоанн Лествичник оставил книгу, которая много веков служит духовному познанию людей. Молитве посвящена 28-я степень. Все цитаты далее приводятся по изданию: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. – 5-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
Святой Иоанн предупреждает, что молитва должна совершаться в определенном состоянии души, если мы желаем, чтобы она была услышана:
Мы, которые грядем предстать Царю и Богу беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он… не повелел Своим рабам и служителям связать нас и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать и бросить нам в лицо (с.395-396).
Подготовка к молитве должна начаться, прежде всего, с оставления памятозлобия (злопамятности). Всякое осквернение мстительностью, немилостивым расположением и гневными помыслами по отношению к ближнему губительно для наших молитвенных прошений. Такое страстное устроение души прямо подпадает под определение Господа о том, что "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф. 5, 22). Поэтому преп. Иоанн Лествичник наставляет:
Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана… из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы (с.396).
И лишь преодолев свою злопамятность, которой по немощи мы часто подвержены, можем подумать и осмыслить образ молитвы. В образе молитвы раскрывается определенный предпочтительный порядок ее совершения. Автор "Лествицы" говорит: