Размер шрифта
-
+

Конспекты и заметки - стр. 2

(с.28-29).

Прп. Серафим называет три причины, по которым молитва заслуживает особого отношения. Во-первых, возможность молиться есть всегда. Во-вторых, искренняя молитва даже грешного человека имеет несомненную силу. В-третьих, в молитве мы удостаиваемся беседы с Господом.

В этой беседе надо упраздниться от всех дел. Но как только молитва достигает цели стяжания Духа Святого, должна прекратиться и она:

…надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святой не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной своей благодати. И когда Он благоволит посетить нас, то надлежит уже перестать молиться (с. 31).

Святой объясняет, почему это так:

… при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, чтобы слышать явственно и вразумительно все глаголы жизни вечной, которые Он тогда нам возвестить соизволит. Надлежит при том быть в полном трезвении и души и духа и в целомудренной чистоте плоти (с.32).

К молитве должны прилагаться и другие добродетели, так они тоже приносят благодать Духа Святого. Тем не менее, и здесь надо совершать те дела, которые более всего приносят благодати:

Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих только средством к цели нашей христианской жизни, но и в извлечении из них большей выгоды, т.е. большем приобретении даров Духа Святого (с. 35).

Прп. Серафим указывает на необходимость рассуждения о себе, находимся ли мы в Духе Божием:

… и если в Духе, то благословен Бог. Не о чем горевать: хоть сейчас на страшный суд Христов. Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благостью (с.35).

Стяжание Духа Святого должно приводить нас к постоянному пребыванию в Нем. Это состояние и есть спасительное для нас, и потому мы должны всемерно стремиться к этому состоянию.

Прп. Серафим Саровский о человеке и благодати

Святой старец отмечает неправильность толкования, что до того, как «вдунул Бог дыхание жизни в лицо Адама первозданного, созданного Им от персти земной» (Быт. 2:7) в Адаме не было души и духа человеческого, а была лишь одна плоть, созданная от персти земной. По разъяснению святого, три части человеческого естества, а именно дух, душа и плоть, были созданы от персти земной. И если бы потом Господь Бог не вдунул в лицо Адама дыхания жизни, т.е. благодати Господа Духа Святого,

Страница 2