Конфуций - стр. 13
Когда же он стал Учителем Куном, его детство уже никого не интересовало. Но нет сомнения: он был мальчиком приметным даже в многолюдном столичном городе.
С младых ногтей будущий философ выделялся среди своих сверстников.
Он был крупнее всех своих сверстников. Но особенно поражала его лицо с массивным лбом, длинными ушами, вздернутой верхней губой и выпученными белесыми глазами.
Прежде чем продолжать наш рассказ, давайте посмотрим, что собой представляла китайская семья в те давние времена.
В древнем Китае считалось, что благополучие человека, его близких и окружающей природы зависит от его личного благочестия.
Именно поэтому забота о воспитании благочестивого потомства с самых давних времен была первейшей обязанностью китайских родителей.
Воспитание детей начиналось с рождения.
В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана.
В семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице.
Когда детям исполнялось семь лет, игры заканчивались.
С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи и старшего поколения.
Дети учились жить, подражая поведению немногословных родителей.
Капризы и шалости запрещались, а непослушных привязывали к ножке стола. За лень и нерадивость детей наказывали беспощадно.
Почтительность к родителям – это был фундамент, на котором держалась семья.
Именно поэтому взрослый сын, навещая родителей, вел себя как маленький ребенок.
Зачем?
Чтобы они не могли чувствовать себя старыми!
С младых ногтей каждому ребенку внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, – главе семьи.
Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных.
Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять
Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии
Если все поданные государства должны были безропотно повиноваться императору, то все члены семьи – ее главе.