Размер шрифта
-
+

Конфликтные дети - стр. 3

Хотя эти два начала неизбежно присутствуют в самосознании каждого человека, степень их выраженности в каждом конкретном случае может быть различной. Одни люди осознают себя главным образом через то, что (или кого) они любят, что хотят или могут сделать, что они чувствуют при встрече с теми или иными явлениями. Другие сконцентрированы преимущественно на своих конкретных качествах – уме, красоте, общественном положении, профессиональном статусе и пр.

При встрече с другими людьми происходит проекция, перенос своего самосознания и самоощущения на другого. Даже в этимологии слова «отношение» заложено содержание этого процесса: «я отношусь» означает «Я отношу самого себя». В этом отношении к другому также существует два начала. С одной стороны, мы в той или иной степени относимся к другому (особенно к любимому), как к уникальной личности, обладающей абсолютной ценностью, которую нельзя свести к каким-либо конкретным признакам и качествам. Мы любим своих близких независимо от их достоинств и особенностей поведения. С другой стороны, мы всегда воспринимаем и оцениваем другого человека как некоторый предмет, опираясь на его поведенческие характеристики, его социальный статус, успехи в деятельности, его слова и поступки, наличие у него каких-либо вещей и пр.

Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах – личностном и предметном.

В личностном типе отношений другой принципиально несводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его «Я» уникально, бесподобно (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другим и разные формы сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие).

В предметном типе отношений другой человек является предметом сравнения с собой. Его можно анализировать (раскладывать по частям), оценивать его отдельные достоинства и недостатки, использовать его возможности в своих интересах и пр. Предметное начало задает границы себя и другого, подчеркивает отличие людей, их обособленность, что порождает разные формы противопоставления: конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ.

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другим и без использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к конкуренции и взаимному использованию. Главную проблему человеческих отношений составляет эта двойственность положения человека среди других людей. Каждый человек так или иначе чувствует свою причастность к другим людям, и в то же время противопоставлен им: постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Между тем преобладание того или иного начала в отношении к другим зависит от особенностей самосознания конкретного человека и от его возраста.

Страница 3