Конец времени композиторов
1
Ну почему, ну почему все ругают меня за словосочетание «конец времени композиторов» и никто не обращает внимания на Гегеля, который объявил приговор всему искусству?
2
Мартин Хайдеггер: Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 109–110.
3
Почему меня упорно делают крайним? Ведь я только по мере своих сил пытался продолжить ход гегелевской мысли.
4
Именно во время длительных посещений Британского музея у меня возникла идея написания этой книги. Но тогда я совсем не думал о музыке – просто я не знал, как сформулировать свои переживания мощи архаики и немощи классики. Так что композиторы тут пришлись просто к слову.
5
Для того чтобы понять, что такое музыка, нужно прежде всего забыть о том, что ты музыкант. Нужно постараться увидеть музыку со стороны. Нужно прекратить быть музыковедом и стать антропологом.
6
Непродуктивно говорить о человеке как о единой универсальной данности. Для того чтобы понять, что такое человек, нужно прекратить говорить о «человеке вообще» и принять как данность существование различных человеческих типов. Этому научил меня Мирча Элиаде.
7
Элиаде М. Космос и История: Избранные работы. М., 1987. С. 128.
8
Элиаде М. Космос и История: Избранные работы. М., 1987. С. 55–56.
9
Элиаде М. Космос и История: Избранные работы. М., 1987. С. 129.
10
Клод Леви-Стросс стал путеводной звездой в процессе моего понимания связи антропологии с музыкой. Его термин «бриколаж» открыл мне глаза на многое. Но самое главное, благодаря ему я понял, что у принципа композиции есть реальная альтернатива, и этой альтернативой является бриколаж.
11
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 126.
12
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 129.
13
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 131.
14
Мне жалко, что рассмотрение проблемы структуры и события я не довел до конца. Сейчас противостояние структуры и события мне хотелось бы понять как противостояние формы и содержания и как противостояние пребывания в реальности и выражения реальности.
15
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 130.
16
Конечно же, есть целый ряд сходств между первобытным мышлением и мышлением постмодернистским, но все они являются скорее внешними сходствами. Здесь следовало бы поговорить о внешнем сходстве бриколажа и пастиша и о перерождении бриколажа в пастиш.
17
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 299.
18
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 298.
19
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
20
Многолетнее ученичество у Холопова во многом сформировало меня как музыканта. Особенно сильное влияние на меня оказали его индивидуальные занятия по анализу музыкальных форм и общий курс «История теоретических систем». Но со временем я начал относиться к нему все более и более критически.
21
Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 91.
22
Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 92.
23
Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.
24
Почему до сих пор никто не похвалил или не поругал меня за подмеченную мною аналогию отношений тотема, табу и устоя?
25
К сожалению, здесь мало места уделено шаманизму, лежащему в основе как древнекитайских, так и древнегреческих представлений о музыке.
26
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 41.
27
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 47.
28
Практически здесь речь идет о рационализации шаманистской картины мира.
29
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 49.
30
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 51.
31
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 52.
32
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 58.
33
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 60.
34
Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990. С. 60.
35
Леви-Стросс К. Указ. соч. С. 299.
36
Ткаченко Г. А. Указ. соч. С. 67.
37
Ткаченко Г. А. Указ. соч. С. 56.
38
Прообразом музыки как орудия порядка является бубен.
39
Ткаченко Г. А. Указ. соч. С. 65.