Размер шрифта
-
+

Концепции современного востоковедения - стр. 93

Из школы отцов-основателей петербургского востоковедения О. И. Сенковского и Х. Д. Френа вышли П. С. Савельев (1814–1859) и В. В. Григорьев (1816–1881), оставившие заметный след в разработке истории народов Ближнего Востока233.

Большой вклад в преподавание истории народов Ближнего и Среднего Востока в стенах Санкт-Петербургского университета внесли Н. И. Березин (1818–1896), К. П. Патканов (1833–1889), В. Д. Смирнов (1846–1922) и Н. И. Веселовский (1848–1918), ставший преемником В. В. Григорьева на кафедре истории Востока и получивший также известность как археолог Ближнего Востока, Средней Азии и Южной России234.

История семитских народов, в том числе арабов, в тот период еще не была достаточно представлена в университетах России. Между тем, в Санкт-Петербурге многие преподаватели ФВЯ весьма основательно занимались изучением арабской истории235.

В 1870-е гг. начинается научная деятельность выдающегося российского арабиста, выпускника ФВЯ, его декана (1893–1902), академика В. Р. Розена (1849–1908), с чьим именем был связан расцвет российского востоковедения на рубеже XIX–ХХ вв.236

В 1890–1917 гг. профессор кафедры арабской словесности Н. А. Медников (1855–1918) опубликовал фундаментальный четырехтомный труд, в котором осветил арабские материалы по истории Палестины в VII–XI вв. Профессор А. Э. Шмидт (1871–1939) опубликовал в 1912 г. «Очерки истории ислама как религии», а в 1914 г. – работу о египетском суфии аш-Шарани.

Академик В. В. Бартольд (1869–1930), уже упоминавшийся выше, может быть назван основоположником исторического крыла российского востоковедения Нового времени, чье становление происходило на рубеже XIX–XX вв. Автор более 700 научных трудов по социально-политической, культурной и религиозной истории народов Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Кавказа, В. В. Бартольд стоял у истоков новой исторической школы российского востоковедения. Научная деятельность ученого, в равной степени пришедшаяся на дооктябрьский и советский периоды, стала, по сути, мостом, соединившим две эпохи развития исторического крыла российского востоковедения.

С начала ХХ в. арабистика и исламоведение как в Европе, так и в России характеризуются все более выраженным социально-политическим подходом к доколониальной и колониальной истории Востока, получившим особенно широкое распространение в Новейшую эпоху, последовавшую за окончанием Первой мировой войны. Марксистская идеология и методология определили в этот период эволюцию гуманитарных и социологических изысканий не только в Советском Союзе. К середине ХХ в., по завершении Второй мировой войны, как в странах социалистической ориентации, так и во многих центрах исторической и востоковедной науки на Западе – в университетах Италии, Франции, Германии, Великобритании и Северной Америки – все большую популярность приобретают востоковедные работы с выраженным критическим, социально-экономическим подходом, отмеченным к тому же критикой колониального опыта Запада в странах Азии и Африки

Страница 93