Коммуникология: основы теории коммуникации - стр. 31
В 1909 году американский социолог, социальный психолог Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. Социальное и индивидуальное Кули рассматривает как две стороны ментальной целостности личности. В таком единстве “социальное” представляет кумулятивную компоненту целостного, а индивидуальное – ее дискретный вариант. В коммуникативном процессе оба компонента приобретают важнейшее значение и реализуются в когнитивных представлениях, моделях поведения и социальном опыте индивида. Разумная природа индивидуального “Я” приобретает социальное качество, лишь вступая во внешние коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы[63].
В 1931 году Дж. Герберт Мид отмечал, что во взаимодействии индивид принимает на себя роль другого, а накопленный человечеством опыт становится общеизвестным и доступным. Массовая коммуникация представлялась в виде общения коммуникатора и аудитории, которые придают коммуникативной информации один и тот же смысл.
Таким образом, до возникновения “четвертой информационно-коммуникационной волны” история развития коммуникаций еще до начала XXI века претерпела три коммуникационные революции: 1) изобретение письменности; 2) изготовление печатного станка; 3) внедрение электронных масс-медиа. Всемирная сеть открыла новую эру электронных интерактивных коммуникаций.
Французский теоретик Жак Жеррида “прогнозировал, что книга, основанная на “линейном” тексте, в будущем, возможно, будет вытеснена “многомерной” информацией электронных систем. Интернет подтвердил этот прогноз, введя в обиход понятие “гипертекст”[64].
Внедрение Интернета открывает новую, четвертую эпоху в развитии электронных коммуникаций. Всемирная “информационная паутина” сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство “захлестывает” “четвертая волна”, которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации, переводя их в виртуальную плоскость. По выражению Ж. Бодрийяра, начинается “экстаз коммуникации”. “Войдя в это экстатическое состояние, пережив экстремальное свершение, все в мире гиперреальности, согласно Бодрийяру, перестает быть собой. Вселенная становится холодной и объектной… Нет более никакой диалектики, есть движение к пределу и за предел – к смерти. Главный актор этой культуры катастроф – средства массовой информации и современных телекоммуникаций, экран как поверхность, знак, компьютер и передовые технологии, молчаливое большинство масс”