Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник) - стр. 6
Плоды этой «реформаторской» деятельности налицо: смертность в России по-прежнему значительно превышает рождаемость; государство не справляется с резким ростом заболеваемости; бремя финансовых затрат на медицину перенесено в значительной мере на плечи нищего населения (это еще не предел) – при том, что в Конституции декларируется бесплатная медицинская помощь; практически ликвидирована система профилактики (кроме прививок).
Этот последний пункт, на который обращают очень мало внимания, чрезвычайно важен. «Победоносно спорить с недугами масс может лишь профилактическая медицина», – писал когда-то великий русский терапевт Григорий Антонович Захарьин. В сегодняшней России большинству населения стал недоступен летний полноценный отдых, разрушена система спортивно-оздоровительных учреждений, люди плохо питаются, живут в страхе потерять работу (поэтому болезни переносятся на ногах) или остаться в старости без средств к существованию. Все это приводит к хроническому стрессу, алкоголизации населения. В стране не принимаются меры по борьбе с курением, отсутствует пропаганда здорового образа жизни, взамен чего насаждается культ наживы, конкуренции, разврата и насилия. Следует ли добавлять, сколь далеко все это отстоит (точнее – прямо противостоит) от христианских заповедей!
В современной России извращаются отношения «врач – больной», начиная с замены термина «медицинская помощь» на «медицинские услуги» (подразумевая их оплату). Вместо старого патерналистского (отеческого) принципа отношений между врачом и больным внедряется финансово-договорной, с поощряемыми судебными тяжбами (больной против врача), с подписанием больным перед диагностической или лечебной процедурой «информированного согласия» (безграмотная калька с зарубежного выражения) – защитой врача от больного.
При этом на все лады повторяется тезис о вхождении («медленном возвращении») России в «семью цивилизованных народов». Следовало бы добавить – антихристианских, поскольку все изложенное настолько полярно христианскому отношению к ближнему и к самой жизни, что невольно заставляет задуматься: куда мы идем? Ответ ясен – туда, куда давно сползает западный мир, прямо заявляющий о «постхристианской» эпохе своего бытия – антихристианской на деле, поскольку никакого «постхристианства» быть не может.
В связи со всем изложенным становится понятно, что в секулярном обществе о православной медицине говорить не приходится. Однако к этому надо добавить – медицине, понимаемой именно как государственной системы здравоохранения. В части же медицины как православного врачевания духа, души, тела, осуществляемого Церковью и православными врачами, – такая медицина, к счастью, вполне возможна и, несомненно, существует, будучи как бы растворенной в неправославном мире. Поистине,