Размер шрифта
-
+

Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник) - стр. 5

Что касается медицины, можно предвидеть возражения, например, подобные этому: «А при чем православие в случае, скажем, ампутации конечности или лечения антибиотиками тифа или холеры?» Но каждый врач знает, какую огромную роль играет и в хирургии, и в инфекционной клинике состояние макроорганизма – его защитных сил, способности противостоять болезни, – причем состояние духа не менее значимо (вспомним святителя Луку, выдающегося русского медика В. Ф. Войно-Ясенецкого, сочетавшего в своем врачебном искусстве духовное врачевство и талант хирурга). Еще раз напомним, что и «чисто врачебная» деятельность православного христианина также должна проводиться с соблюдением заповедей Божиих.

Больные, обращаясь к православным врачам, надеются на их бескорыстие (что немаловажно при теперешней всеобщей нищете), сочувственное понимание своего отношения, как верующего человека, к болезни и принципам ее терапии, порядочность и ответственность. Очень может быть, что ранее больные не встретили всего этого при общении с миром медицины – увы, современная медицина становится все более и более безблагодатной. Именно из этого последнего проистекает боязнь современных врачебных методов диагностики и лечения – под подозрение берется все, что пришло из чуждого «цивильного» мира, не одухотворенного идеей Бога. Больной опасается, не явится ли очередной врач просто придатком к мертвой технике; он ищет такого лечения, когда врач не станет использовать враждебные человеку методы, а будет применять веками апробированные природные средства – травы, пищевые продукты; и способы – водолечение и проч. Известные основания для опасений, что в компьютеризированной медицине врач действительно теряет навык общения с больным, есть; однако квалифицированному православному врачу (и больному) нет смысла бояться современной техники, которая есть всего лишь усовершенствование способностей человека видеть, слышать, считать – имеются в виду рентгеновская, ультразвуковая и другая аппаратура, сложные вычислительные системы и прочее. Важно, что на первом плане при этом остается личность врача, и, конечно, прекрасно, если этот врач будет православным христианином.

Нам осталось теперь рассмотреть четвертый содержательный аспект медицины – систему общественных отношений, включенных в понятие «здравоохранение». Безусловно, для того, чтобы соответствовать православному пониманию охраны здоровья, само построение здравоохранения должно опираться на соответствующие принципы бытия, продиктованные соблюдением Божиих заповедей. Церковь у нас отделена от государства (вполне секулярного), из этого факта следует, что такое соответствие в нашей стране нереально, хотя соблюдение при построении системы здравоохранения этических нормативов, приближенных к православным, позволило бы приблизить к православной и саму эту систему. Несведущему человеку может показаться удивительным, что старая, советская система здравоохранения, признанная в 1977 г. Всемирной организацией здравоохранения лучшей в мире, гораздо больше соответствовала православным этическим нормам, нежели та, что создана трудами «реформаторов». Причины этого можно было бы проанализировать, но это не является предметом данной публикации.

Страница 5