Размер шрифта
-
+

Когда Бог был женщиной. Как древнейшая религия Богини сменилась патриархальной верой в богов-мужчин - стр. 11

Несмотря на множество препятствий, я отыскивала и собирала имеющиеся сведения, а затем начала сравнивать и сопоставлять свои находки. В ходе этого процесса передо мною раскрывалась вся важность, долговечность и сложность этой религии давно минувших дней. Часто это было простое упоминание Богини, обрывок легенды, ссылка на какой-нибудь малоизвестный источник, затерянная среди четырех или пяти сотен страниц объемного научного труда. Заброшенный храм на Крите или статуя в Стамбульском музее, почти без какой-либо сопроводительной информации, постепенно заняли свое место в общей картине.

Кропотливо соединяя все это друг с другом, я наконец начала глубже постигать реальность в целом. Это было нечто большее, чем надпись с текстом древней молитвы; большее, чем произведение искусства, стоящее за стеклом на музейной полке; большее, чем травянистое поле, усеянное обломками разбитых колонн или камнями фундамента, которые когда-то поддерживали древний храм. Помещенные рядом, кусочки мозаики выявляли общую структуру географически обширной и значимой религии, оказывавшей влияние на жизни множества людей в течение тысяч лет. Так же как и современные религии, она была полностью интегрирована в законодательство и общественную практику, а моральные и поведенческие нормы, связанные с верой в Богиню, вероятно, глубоко проникали даже в самые агностические или атеистические умы.

Я вовсе не призываю вернуться к древней женской религии или возродить ее. Как пишет Шейла Коллинз: «Наша надежда на самореализацию как женщин лежит в настоящем и будущем, а не в мифическом золотом прошлом». Тем не менее я надеюсь, что знакомство наших современников с когда-то широко распространенным почитанием женского божества как мудрой Создательницы Вселенной, всей жизни и цивилизации, может быть использовано для того, чтобы прорваться через многие унизительные и необоснованные образы и стереотипы, обычаи и законы, которые разрабатывались как прямая реакция на поклонение Богине лидерами более поздних религий, чтивших бога-мужчину. Ибо, как я покажу ниже, идеологические установки, навязанные этой древней форме богопочитания позднейшими сторонниками мужских божеств с целью уничтожить ее навсегда, благодаря последующему проникновению в образование, право, литературу, экономику, философию, психологию, СМИ и жизнь общества в целом и в наше время продолжают оказывать воздействие даже на людей, весьма далеких от религии.

Эта книга – не археологическое или историческое исследование. Скорее, это приглашение всем женщинам присоединиться к поискам, чтобы понять, кто же мы такие на самом деле, и увидеть в собственном наследии былых времен нечто большее, чем разбитый и погребенный фрагмент мужской культуры. Мы должны освободить изучение археологии и древней религии от всякой элитарной мистики, чтобы научиться самостоятельно проникать в прошлое, а не оставаться зависимыми от интересов, интерпретаций, переводов, мнений и заявлений, сделанных до сих пор. По мере накопления данных мы сможем лучше понять и объяснить ошибочные предпосылки и вытекающие из них стереотипы, которые с самого начала предназначались для того, чтобы заставить женщин беспрекословно следовать ориентированным на мужчин религиям, поскольку, согласно «слову Божьему», именно такая линия поведения считалась нормальной и естественной, а любое отклонение от нее – неправильным, неженственным или даже греховным. Только рассматривая многие принципы иудеохристианского богословия с точки зрения их политической подоплеки и последующего проникновения в мирскую сферу, мы, как женщины, сможем осознать себя зрелыми, самостоятельными человеческими существами. При таком подходе мы сможем взглянуть на себя не как на вечную прислугу, а как на деятельное начало, не как на декоративных и удобных «помощниц» для мужчин, а как на независимых, ответственных и компетентных людей. Образ Евы – не

Страница 11