Код уверенности. Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить - стр. 28
«Со временем эти воззрения превращаются в твердые верования – основополагающие компоненты нашей внутренней рабочей модели мира, обычно невероятно устойчивы к изменениям, однако все-таки поддаются им», – заявляет Брайерс.
Принцип четвертый. Реакции и убеждения составляют механизм возвратно-поступательного движения (реакции подкрепляются убеждениями).
Если мы идем ночью по улице и нас охватывает тревога, тело, ведомое инстинктом самосохранения, откликнется таким образом, что она только окрепнет. Мы испытаем прилив адреналина, нами овладеет смятение, и мы заострим внимание на незнакомых объектах и звуках и, возможно, еще мрачнее интерпретируем окружающее. Нас может даже охватить паника, мы побежим, и, таким образом, страх еще более окрепнет, а между тем в действительности ничего особенного и не произошло.
Стоит оказаться в «безопасности», и станет ясно, что мы вели себя неразумно, так как сами себя накрутили. Тем не менее во многих случаях мы ведем себя подобным образом и даже не осознаем нерациональности своих действий – например, если ведем себя словно защищаясь от кого-то, потому что считаем, что человек составил о нас определенное мнение (или мы имеем о нем определенное мнение). Реакция объекта и вправду может подтвердить наше предубеждение, хотя ее причиной, возможно, явился именно подход, основанный на предубеждении.
В моем случае классический пример – это плохое обслуживание в магазинах или ресторанах. Сразу срабатывает негативный сценарий, в соответствии с которым персонал предвзято относится к моей персоне, полагая, что я недостоин хорошего обслуживания, вероятно, по причине некоторой доли снобизма с его стороны. Безусловно, я выбираю защитное поведение, из-за чего со мной обращаются таким образом, что мое мнение подтверждается. Когда думаешь о худшем, оно случается на самом деле, и в этот ужасный разрушительный водоворот, подпитывающий сам себя, неуверенные в себе люди рискуют попасть на всю жизнь.
Принцип пятый. В глубине души мы все естествоиспытатели (или все мы ищем обобщенные объяснения).
«Человеку свойственно строить теории. Мы ничего не можем с собой поделать. Мы постоянно выдвигаем гипотезы о себе, о мире и часто этого не сознаем», – утверждает Брайерс.
Мы пытаемся объяснить устройство мира (то, каким мы его видим), а теории оказываются бесполезными, предлагая искаженные и негативные представления, которые вредят самооценке и чувству уверенности в себе. Так почему бы не развить новые теории, которые будут действовать противоположным образом?
Разумеется, в основе КПТ лежит предпосылка, что мы разумные люди и можем приспособиться к новым верованиям, в том числе к тому обстоятельству, что разум намеренно искажает события, чтобы уже существующие суждения оставались в силе. Кроме того, мы можем привыкнуть к идее, что новая информация стимулирует формирование новых представлений.