Размер шрифта
-
+

Книжные впечатления снаружи и внутри. Из цикла «На читательских приисках» - стр. 9

Глупость, лицемерие или человеческая слабость становятся причиной собирания земных углей на чужую голову, нет этому занятию никакого оправдания. Претендуя на подобное участие в делах Провидения, мы и впрямь участвуем в них, но самым позорным образом – в качестве механического орудия, в качестве тёмного, не совсем одухотворённого предмета. На такую роль лучше не набиваться.


Слова об угольях небесных лишены этой мутной изощрённости, которая заманивает нас в западню. Увещевание направлено не к тем, кто благодатно лишен чувства мстительности, и именно к тому, кого оно захлёстывает, кому не даёт покоя. Ему-то и советуют оба Завета, ему и подсказывают, в какое русло направить это разрушительное чувство. Отказаться поначалу от мстительности земной, чтобы она не причиняла ни внешнего вреда другому, ни внутреннего вреда тебе. Пусть даже утешаясь мыслью об отмщении небесном, страшном и неотвратимом. Со временем мы вырастем и из этого, научившись разбираться, наше ли это дело – необходимость небесного отмщения – или всё-таки не наше. И тогда, наверное, мы снова сможем по-детски удивиться странным старинным словам: зачем же, зачем эти горящие уголья?..

От закона к чуду9

И, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! (Мк. 11.13—14) И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? (Мф. 21.18—40)


И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». (Лк. 13.6—9)

Эх, нет под рукой книжек атеистов-юмористов – ни забавника Таксиля, ни академика Емели Израилевича. Наверное, они вдосталь поиздевались над этим странным эпизодом. Идти искать плоды, когда время для них не настало, разгневаться на неповинное дерево – и потрясти своих непритязательных учеников, опалив это дерево гневом до полного засыхания…

Страница 9
Продолжить чтение