Размер шрифта
-
+

Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие - стр. 19

В средние века известно немало примеров неадекватного отношения общества и шокирующих методов «лечения» психически больных. С одной стороны, вера в сверхъестественное начало психических болезней, связанное с вселение дьяволов и демонов в людей, усиливалось под влиянием католической церкви. С другой стороны, христианское милосердие являлось движителем разработки и применения более гуманных методов лечения.

Так, Конфессия Святого Августина послужила прототипом таких современных психологических инструментов терапии как интроспекция и самоанализ. Парацельс и Хуан Уарте опровергали веру в сверхъестественное происхождение психических расстройств, а правительство некоторых стран было уже относительно просвещенным и имело опыт организации помощи людям с психическими расстройствами. Тем не менее, бестселлером того времени оставалась книга «Ведьминский молот».

Эпоха ренессанса, хотя и характеризовалась развитием гуманистических тенденций и успехами во многих областях науки и искусства, все же так и не стала периодом глубоких изменений в отношении общества к проблеме психических нарушений.

Следует отметить, что в XVI – начале XVII вв. была известна только одна форма психического расстройства у детей, которая позже получила название «кретинизм». Ранее считалось, что дети не страдают психическими расстройствами, поскольку психика детей не подвержены страстям, вызывающим ее расстройства.

И только в XVII–XVIII вв. разум и научный подход к решению проблемы психических расстройств в конце концов возобладали. С тех пор суеверия в понимании психических расстройств постепенно потеряли свое значение. Идея, что психопатологические расстройства могут быть обусловлены физическими причинами, стала популярной и способствовала разработке Францем Антоном Месмером теории животного магнетизма и, в конечном счете, использования гипноза в терапии психических проблем. Вильгельм Грезингер вел поиски соматических нарушений как причины психических проблем и считал, что психические расстройства – это болезни мозга. Эмиль Крепелин придерживался того же мнения, а главным его достижением являлась классификация больных, подлежащих госпитализации. Джин Мартин Шарко, хотя и поддерживал «органическую» концепцию, к лечению подходил, исходя из психологической модели, а Пьер Жан впервые показал, что истерия может возникнуть в ответ на психическую травму в прошлом, которую больной может вспомнить под гипнозом.

Барух Спиноза считал, что внутренние психологические процессы столь же достойный объект научного изучения, как и доступные наблюдению естественные процессы. Роль иррационального мышления в возникновении психических расстройств подчеркивал Джонатан Христиан Хейнрот, считавший, что психическая болезнь является результатом внутреннего конфликта между социально неприемлемыми импульсами и чувством вины за них.

Страница 19