Размер шрифта
-
+

Китайское искусство чаепития - стр. 4

В начале правления династии Чжоу (XI век – 771 г. до н. э.) чай использовался как лекарственное средство всеми – от простолюдинов и до членов императорской семьи. Например, жители провинции Сычуань приносили чай в дар императору У династии Чжоу, жившему примерно в XI веке до н. э. В «Ритуалах Чжоу» – древнем своде законов китайского народа, написанном якобы правителем Чжоу около 3000 лет назад, содержится много записей о чиновниках, которые отвечали за употребление и хранение чая при дворе правителей этой династии.

Некоторые считают, что какое-то время чай считался просто овощем. Однако в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) чай использовался как волшебное питье. В этот период чай выращивался повсеместно, что давало возможность его широкого использования. В знаменитых гробницах правителей Хань (построенных во II веке до н. э.) в Мавандуй, Чанша, провинция Хунань, была обнаружена коробка чая. В гробницах, относящихся к периоду правления Вэнь-ди (правившего с 179 г. до н. э. по 156 г. н. э.) в Цзянлине, провинция Хубэй, были найдены останки человека и коробка чая. Все эти находки свидетельствуют о том, что в ранний период эпохи Хань представители высшего сословия употребляли чай и клали его в могилы умерших как драгоценный дар.

Узнав о существовании чая, китайцы использовали его как лекарственное растение, овощ и затем как напиток более 3000 лет. В этот период употребление чая не было связано с какими бы то ни было духовными поисками, хотя он и использовался как волшебное лекарственное растение. Однако все изменилось, как только его стали употреблять как напиток.

Ученые мужи династии Хань и чай

Использование какого-либо предмета и формирование связанных с этим обычаев, как правило, начинается среди простых людей. Однако интересно отметить, что употребление чая как напитка зародилось в среде высокопоставленных ученых. Начало традиций чаепития зафиксировано в китайских исторических документах. В «Договоре с ребенком-слугой», который был написан Ван Бао в 59 году до н. э. в эпоху династии Хань, содержится интересный эпизод. В царствование династии Западной Хань жил человек по имени Ван Цзыюань из Сычуани, который поехал в Чэнду сдавать экзамен. Он остановился в доме своего покойного друга, где жила его вдова Ян Хуэй. Возможно, ей нравился Ван Цзыюань, поскольку она очень тепло его приняла и распорядилась, чтобы девочка – служанка Бянь Ляо прислуживала ему со всем почтением, в частности чтобы она покупала и заваривала для него чай. Расстроенная этим, Бянь Ляо прибежала на могилу умершего хозяина и, заливаясь слезами, стала жаловаться на свою судьбу: «Мой добрый господин, ты купил меня, чтобы я убирала твой дом, но не для того, чтобы я прислуживала любовнику твоей жены!» Узнав об этом, Ян Хуэй и Ван Цзыюань очень рассердились. Они решили, что Ван Цзыюань заплатит 15 000 монет, после чего Бянь Ляо станет его служанкой и больше не посмеет бунтовать. Ван Цзы– юань подписал договор о покупке слуги (это и был «Договор с ребенком-слугой»), в котором было оговорено, что именно Бянь Ляо должна делать каждый день. В ее обязанности, помимо прочего, входили: покупка чая на ярмарке в Уяне, заварка чая и тщательная уборка чайных принадлежностей. Эти пункты договора свидетельствуют о том, что в то время ученые очень трепетно относились к процедуре чаепития.

Страница 4