Размер шрифта
-
+

Китайский и японский сад - стр. 23


Историко-культурные периоды Японии:



Сад периода Нара. О садах при городских усадьбах писали в древних японских летописях периодов Асука (593–710) и Нара (710–794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото.



В эпоху Нара усилились культурные связи Японии с китайской династией Тан. Из Китая пришла и религия (буддизм), и культурные веяния. Японские архитекторы начали усиленно копировать архитектуру китайских дворцов. Эти подражательские тенденции отразились и на японских садах. Однако японцы быстро адаптировали заимственные традиции китайского садового искусства к собственной культуре. По всей вероятности, сады были «китайскими» очень непродолжительное время, затем их преобразовали в более компактные и лаконичные. Первые сады в Японии появились при дворцах и виллах знати. Древних садов в китайском стиле не сохранилось, но как указание на то, что они, вероятно, существовали какое-то время, может служить сад перед главным холлом императорского дворца в Киото: с огромным открытым пространством перед зданием и двумя симметричными группами растений перед входом.

В 607 году китайский император приказал построить огромный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой – 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Нара (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

Существуют данные, что приблизительно в 606 году, во времена правления императрицы Суико, человек по имени Роджино Такуми прибыл с группой эмигрантов из корейского королевства Пакте. Он был известен как специалист по установке миниатюрных копий священной горы Сумеру (по буддийской легенде, центра Вселенной). В южной части императорской резиденции был насыпан большой холм, символизирующий священную гору, к которому вел мост из южного корпуса, позволяющий приблизиться и любоваться достаточно необычным видом.

В 620 году был создан сад во внутреннем дворе замка важного государственного сановника и одного из первых официальных покровителей буддизма в Японии Сого-Но Умано. Как описывают, в этом саду был искусственный водоем с островом посередине. Эта необычайная особенность пейзажа нового типа произвела такое сильное впечатление на современников сановника, что он даже получил прозвище «Большой министр острова». Конечно, в саду была и искусственная гора, причем очень большая, с каменной основой. Сам сад был тоже огромным и роскошным. Внук Умано не сумел сохранить ни могущества рода, ни его политического влияния. В середине VII века дворец перешел во владение императорского семейства, известный впоследствии как Дворец островов. Он был излюбленной резиденцией двух известных наследных принцев, Оама и Кусакабэ, о нем упоминается в народном эпосе «Манъёсю», особенно в поэмах Какиномото Хитомаро и Тонери, где описывается сад и водоем с грубо изломанной береговой линией, а также остров с перекинутым к нему мостом. Многие элементы того сада сохранились до настоящего времени. Сад расположен в районе Асука префектуры Нара.

Страница 23