Размер шрифта
-
+

Китайский и японский сад - стр. 22

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому как к временному сооружению, которое легко построить заново или тем более восстановить. Сад же – нечто намного более ценное и вечное, ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе – приобрести патину старины и неподдельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Период Эдо в истории искусства садов отмечен появлением нескольких выдающихся произведений, среди которых первое место принадлежит ансамблю кацура. Ансамбль включает сады разных типов и размеров, располагающихся на значительной территории, и дворца, состоящего из нескольких архитектурных объемов, выстроенных в виде зигзага, второй значительный ансамбль середины XVII века – Сюга-куин. Его уникальность среди других садов связана с расположением на трех уровнях – террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы.

Ключ к пониманию такого удивительного явления, как японские сады, их философии, их благородной изысканности – национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны. Религии Японии – дзэн-буддизм и синтоизм – учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия. Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в природе нет. Характерная черта японского менталитета – умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая автору. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие. Старинная японская мудрость гласит:

Высаживая цветы, приглашаешь бабочек…

Высаживая сосны, приглашаешь ветер…

Высаживая банановое дерево, приглашаешь дождь,

А высаживая дерево ивы, приглашаешь цикад.

История японского садового искусства

Японские сады как особый вид искусства сформировались в период Средневековья. Но в еще более древние эпохи существовал культ гор, скал, ручьев, деревьев и других природных объектов, оформившийся позднее в систему синтоизма. В отличие от китайских садов, не менявшихся кардинально от династии к династии, история садового искусства в Японии развивалась так, что правомочно говорить о садах какой-либо эпохи.

Сад периода Кофун. Самая ранняя историческая информация о появлении в Японии садов относится к периоду Кофун. Уже с III века в Японии сады создавались по некоторой определенной схеме. Многие исторические источники указывают на то, что сады периода Кофун представляли собой пространство с прямоугольными границами впереди и полукруглыми с тыльной стороны, в центре которого имелся большой искусственный насыпной холм со специально устроенными подходами к его основанию.

Страница 22