Размер шрифта
-
+

Китайский и японский сад - стр. 10

Создать сад с узнаваемыми элементами ориентального стиля вполне реально без использования дорогих материалов, сложных технологий и редких растений. Главное – передать саму его суть, глубинную идею, так сказать. Подражание природе, имитацию ее лучших образцов, благодаря современным материалам и технологиям, можно осуществить теперь гораздо проще, чем всего 5–6 лет назад. Поэтому, а также по причине того, что широкий спектр используемых растений и материалов делает японские и китайские сады бесконечно разнообразными и легко изменяемыми, их популярность у нас продолжает расти. А ведь еще десятилетие назад их крайне редко можно было встретить в нашей полосе, как, впрочем, невозможно было себе представить и классический регулярный сад в частном владении.

Чтобы понять, чем в действительности является феномен восточного сада, нужно знать культурный контекст, в котором он возник и развился.


Китайские сады

В Древнем Китае не только император и его приближенные разбивали себе сады и парки, но и каждый состоятельный человек стремился обзавестись хотя бы небольшим садом, где можно было принимать гостей, заниматься живописью, сочинять стихи, да и просто, сидя в беседке, любоваться окружающим пейзажем. В отличие от русских садов, где дом располагается посередине, а вокруг него разбивают клумбы, дорожки и прочие постройки, в китайском саду строения огораживают внутренний двор, создавая ощущение уединенности. Если на вашем участке уже есть домик, который вы не собираетесь переносить или перестраивать, ощущение уединенности можно создать средствами ландшафтного дизайна: беседки, ограды, в том числе живые изгороди, каменные композиции, фонари…

С самых давних времен архитектура китайских городов отличалась системностью и предсказуемостью. Расположение, масштаб и структура построек подчеркивали исключительную значимость каждого строения; стены и ворота тщательно контролировали доступ людей. Архитектура была своего рода точно регламентированным визуальным языком, который легко читался всеми жителями.



С другой стороны, сады в Китае были противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады всегда символизировали мир, который лежит вне социальных отношений и олицетворяет другой, гораздо более широкий взгляд на философию. Если в городах господствовало конфуцианство, ориентированное на упорядочение социальных групп, то для садов характерен даосизм, проповедовавший личный, свободный опыт каждого. Живущий в гармонии с Природой человек традиционно наделялся умственным здоровьем и физическим долголетием.

Страница 10