Размер шрифта
-
+

Китайский и японский сад - стр. 12

). К сожалению, наиболее древние культурные ландшафты не сохранились, но подходы к выбору их географической основы и способы достижения художественной выразительности были сохранены и воплотились в более поздних ансамблях.

История парков Китая знала разные периоды, когда парки были то монументальными, то миниатюрными, «как лоб кошки». В садах и парках использовалось множество различных сооружений: павильоны, беседки, пагоды, галереи, стены, мосты различной высоты, ограды с дверями и декоративными окнами, балюстрады и аллеи, для мощения которых применялись известковые камни, мраморные плиты, мозаика. Зачастую на дорожках и площадках выполнялись рисунки птиц и животных.



Но каким бы ни был китайский сад, в его основе – особое отношение человека к природе, связанное с философией и религией. На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение.



У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия и болезни являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства. Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий, однако лишь в Китае основой гармоничного общества считалось подчинение законам Вселенной. Эти законы позднее были сформулированы, и появилось, как упоминалось выше, учение Фэн-шуй.

Искусство пейзажного сада утвердилось в Китае в IV–VI вв. под влиянием даосских верований и философских представлений. Такой сад воспроизводит на земле обитель божеств и бессмертных (китайцы верили, что они живут в малодоступных для человека местах – среди гор, на островах). Поэтому каждый элемент его композиции не случаен и обладает особой символикой. При этом абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории. Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией, основанной на земледелии. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

действовать в зависимости от местных условий;

Страница 12