Китай. Полная история - стр. 29
Обращаться к Небу с просьбами мог любой человек, но правом совершать торжественные жертвоприношения обладал только правитель. Вместе с развитием общества шло развитие ритуалов, которые со временем превратились в сложную систему церемоний. Развитию ритуалов способствовал прагматически-рациональный подход к общению с божествами. В представлении людей общение с Небом или духами предков ничем не отличалось от общения с правителями. Правильным совершением определенных действий человек выражал почтение божеству и получал в награду какие-то блага. В прогрессе ритуальной, а не мифологической составляющей религии, сыграло свою роль и отсутствие у чжоусцев развитой мифологии. Со временем хорошее знание ритуала и церемониального этикета стало отличительным признаком образованной аристократии. Недаром же Кун-цзы придавал столь большое значение ритуалу и церемониальной музыке. «Если ритуал и музыка приходят в упадок, – говорил он, – то казни и прочие наказания становятся несправедливыми. Если казни и наказания становятся несправедливыми, то народ не знает, как шевельнуть рукой или ногой».
К великому огорчению историков и археологов, уже в начале эпохи Чжоу шанское гадание на костях и черепашьих панцирях было вытеснено гаданием на стеблях тысячелистника (что привело к прекращению создания столь информативных артефактов, способных сохраняться на протяжении тысячелетий). Комбинации стеблей дают одну или две гексаграммы,[32] которые истолковываются по «Канону перемен».
Замена гадания по костям на гадание по «Канону перемен» представляет собой одно из проявлений «ритуализации» всего мистического в чжоуском обществе. Свободное толкование линий, образующихся на кости в результате нагрева, сменилось строго регламентированным толкованием гексаграмм, которых в «Каноне перемен» описано 64.
Реформы Сюань-вана
Му-вану удалось немного укрепить расшатавшееся государство, но к середине IX века до н. э. положение изменилось в худшую сторону. Десятый правитель Чжоу Ли-ван описан в хрониках как жестокий и бесчеловечный притеснитель, склонный к различным излишествам. Когда чаша терпения переполнилась, удельные князья выступили против правителя и в 841 году до н. э. свергли его. При малолетнем императоре Сюане, сыне Ли-вана, регентами стали два первых советника – Чжао-гун и Чжоу-гун. Их правление получило название совместного правления (гун-хэ). Год установления гунхэ считается отправной датой в китайской хронологии, которая совпадает в большинстве известных источников.
Совместное правление продолжалось 14 лет. Судьба отца стала уроком для Сюань-вана, который по восшествии на престол пытался реформировать государство. Важнейшей из его реформ стала замена обязательной обработки полей правителя десятиной, земельным налогом, единым для всех подданных. Для того, чтобы определить точный размер ежегодных поступлений в казну Сюань-ван хотел провести общую перепись населения, но по каким-то причинам провел ее только в местности Тайюань. «Чжун Шань-фу убеждал его, что народ нельзя считать, – писал Сыма Цянь. – Но Сюань-ван не послушал его и пересчитал народ».