Китай. Полная история - стр. 31
О Бао-сы сохранились две легенды, которые приводит в «Исторических записках» Сыма Цянь.
Первая легенда касается происхождения красавицы. На закате империи Ся (которой никогда не существовало) во дворец правителя прилетели два дракона, которые представились правителями местности Бао. Драконы оставили слюну, которую собрали в сосуд и хранили, не открывая. От династии Ся сосуд со слюной перешел к династии Шан, а от нее – к династии Чжоу. В последний год правления Ли-вана сосуд осмелились открыть. Вытекшая слюна превратилась в черную черепаху, которая заползла в заднее помещение дворца, где с ней встретилась девочка-служанка. Достигнув зрелости, эта служанка забеременела без мужа и родила девочку, которую бросила на дорогу. Эту девочку подобрали супруги, чем-то прогневившие правителя и потому бежавшие из столицы в Бао (туда, откуда прилетели драконы). Впоследствии, испрашивая прощения, они преподнесли девочку-найденыша в дар правителю. Поскольку девочка была привезена из Бао, ее назвали Бао-сы.
Согласно другой легенде Бао-сы никогда не смеялась. Ю-ван старался всячески развеселить ее, но у него ничего не получалось. В отчаянии он приказал зажечь сигнальные огни на башнях, что делалось при нападении врага. Удельные правители привели войска для защиты столицы, но, прибыв на место, не обнаружили врага. Эта «шутка» рассмешила Бао-сы и потому Ю-ван не раз повторял ее. Однако, когда войско понадобилось для защиты от мятежников, никто из сохранивших верность удельных князей не откликнулся на призыв и Ю-ван был убит.
Бао-сы. «Сотни поэм красивых женщин» (Bai Mei Xin Yong Tu Zhuan 百美新詠圖傳), XVIII в.
Легенды – это всего лишь легенды, но они перекликаются с действительностью. Кем может оказаться коварная обольстительница, вынудившая правителя потерять разум, как не «дочерью» драконов? А во второй легенде отражена обида подданных, над которыми Ю-ван издевался, чтобы угодить Бао-сы.
В 771 году до н. э., сразу же после восшествия на престол, Пин-ван переехал из Цзунчжоу в Лои (Лоян). Смена западной столицы на восточную ознаменовала смену Западного Чжоу на Восточное Чжоу. Согласно традиционной версии, основанной на древних источниках, в том числе и на «Исторических записках» Сыма Цяня, к переезду правителя вынудили нападения кочевников-жунов. Западная столица находилась ближе к границе, да вдобавок еще и пострадала при последнем восстании, а в Лои было безопасно.
Но есть один факт, который заставляет задуматься. Исконно чжоуская территория, на которой находился Цзунчжоу, после отъезда Пин-вана в Лои была передана одному из вассалов правителя по фамилии Ин и впоследствии этот удел стал ядром царства Цинь, которое в 221 году до н. э. объединило распавшиеся части государства Чжоу под своей властью. В качестве удела Цинь успешно противостоял жунам, так что большой опасности эти кочевники не представляли. Вероятнее всего, к переезду в Лои правителя вынудили не жуны, а сановники и удельные князья. Оставив древнюю столицу, которая служила для чжоусцев олицетворением власти и силы, правитель лишался значительной части своего величия и практически становился на одну доску с удельными князьями. Как говорят в народе: «если нельзя выпотрошить, то можно хотя бы ощипать». Вассалы пока еще не могли свергнуть власть правителя, но, оставаясь формально под его властью, уже могли его «ощипать» – захватить часть его земель, присвоить часть его полномочий. «Во время правления Пин-вана чжоуская династия ослабла, – писал Сыма Цянь, – сильные князья покоряли слабых. В этот период начали усиливаться княжества Ци, Чу, Цинь и Цзинь, а управление государством зависело от местных правителей».