Китай. Полная история - стр. 13
Если не строить предположений, а исходить из того, что неопровержимо доказано, то можно сказать, что в бассейне Хуанхэ в начале II тысячелетия до н. э. уже были города, обнесенные стенами. Длина стены Эрлигана[15] составляла около 7 километров, а Эрлитоу, по праву считающийся крупнейшим поселением первой половины II тысячелетия до н. э. во всей Восточной Азии, был еще больше. Здесь были не только различные мастерские (по изготовлению керамики, изделий из бронзы и кости), но и очень большие сооружения, которые можно назвать дворцами.
Дворцы свидетельствуют о наличии развитой администрации с воинами, которые должны ее защищать, и слугами, которые ее обслуживают. Все эти люди не производят продуктов питания и прочих материальных ценностей, они их только потребляют. Остатки дворцов свидетельствуют о достижении обществом высокой стадии развития, позволяющей производить большое количество продуктов, достаточное для содержания «дармоедов» – правителя и его семьи, чиновников, воинов, жрецов и слуг, которые всех их обслуживают.
Вывод – цивилизация появилась на территории Китая в начале второго II тысячелетия до н. э.
Реконструкция дворца культуры Эрлитоу
Государство Шань (Инь)
Что было раньше – курица или яйцо?
Дать ответ на этот вопрос так же трудно, как и на вопрос о том, существовало ли государство Ся, предшествовавшее государству Шань, также называемому государством Инь. Согласно преданиям, государство (династия) Ся, основателем которой был потомок мифического императора Хуанди по имени Юй, существовало в XXI – XVII веках до н. э. Но есть мнение (и весьма авторитетное), что государство Ся было выдумкой историков династии Чжоу, сменившей династию Шан.
Изучая историю Китая нужно понимать, что каждая династия в начале своего правления корректировало историю в благоприятном для себя ключе. Династии Чжоу, сменившей династию Шан, было выгодно существование древней династии Ся потому что смена Ся на Шан исторически оправдывала смену Шан на Чжоу. Династия Ся отбирала у династии Шан право на некую первозданность. И все бы хорошо, только вот данных о династии Ся и ее основателе Юе Великом в древних источниках содержится немного и само существование этой династии вызывает сомнения.
Древнейшей китайской исторической хроникой является «Книга песен»[16] («Ши-цзин»), входящая в состав конфуцианского классического «Пятикнижия». Согласно преданию (тоже, кстати говоря, вызывающему определенные сомнения) редактировал эту книгу сам Кун-цзы. В «Книге документов» сказано о том, что династия Ся предшествовала династии Шан и что Ся была низвергнута вследствие деградации потомков Юя Великого, которые начали всячески притеснять народ и в результате утратили благословение Небес, являющееся непременным условием любого правления. Точно так же оказались несостоятельными потомки основателя династии Шан Чэн Тана и потому бразды правления перешли к династии Чжоу.