Китай. Полная история - стр. 15
Первые цзягувэнь были обнаружены в 1899 году близ города Аньян в провинции Хэнань. Можно сказать, что этот год стал переломным в китайской историографии – было получено неоспоримое доказательство существования государства Шан.
В сменившую Шан эпоху Чжоу ритуал гадания «деградировал» – вместо того, чтобы вырезать надписи, их стали писать на костях. Долго сохраняться такие надписи уже не могли.
После того, как около города Аньяна были найдены первые цзягувэнь, там начали проводить масштабные раскопки и нашли много чего интересного.
Главными сокровищницами оказались царские гробницы, которых было найдено более десятка. Там нашли различные изделия из бронзы, камня, дерева, кости и глины. Шань, как и Эрлитоу-Эрлиган была бронзовой культурой, но гораздо более развитой – шанские бронзовые изделия отличаются высоким качеством. Впрочем, разделять эти культуры не совсем правильно. Так обычно делают сторонники существования государства Ся, которые считают Эрлиган его столицей. Если же начинать отсчет китайской государственности с империи Шан и считать Эрлиган одной из его столиц, то надо говорить о раннем и позднем этапах шанской бронзовой культуры.
Поражает не только качество шанской бронзы, но и ее богатый ассортимент, который можно сравнить со средневековым. Эпоха Шан оставила нам котлы и чаши, сосуды и кубки, ножи и копья, секиры и боевые молоты, пилы и долота, стрелы с разнообразными наконечниками и многое другое.
Государство Шан
Принято считать, что Шанское государство просуществовало 644 года. За это время сменилось 34 правителя. Установить точные границы государства невозможно, потому что они все время изменялись и полными сведениями об этих изменениях мы не располагаем, но центр его находился на севере современной провинции Хэнань. Оседлых жителей, то есть – истинных шанцев, во втором периоде эпохи Шан насчитывалось от 150 000 до 200 000 человек. Кроме них на окраинах государства жили кочевые племена, которые в зависимости от ситуации были союзниками или врагами.
В столице государства, которое некоторые ученые не совсем правильно называют городом-государством, находились дворцы правителя-вана, членов его семьи и верховных сановников.
В столице находилась власть и те, кто должен был защищать ее и обслуживать. Также здесь хранились запасы – наряду с дворцами, казармами и мастерскими при раскопках нашли много различных хранилищ. Хранилища – индикатор благосостояния государства. Чем больше хранилищ, тем государство богаче. Но не одними хранилищами ограничиваются свидетельства богатства Шан. О богатстве также говорят дворцы и захоронения правителей, которых хоронили вместе с женами, телохранителями и слугами, а также со всем, что могло бы понадобиться в загробной жизни, вплоть до боевых колесниц. Пышность захоронения свидетельствует о благосостоянии, недаром же в народе говорят, что последнее в могилу не кладется.