Кёнигсберг-13, или Последняя тайна янтарной комнаты - стр. 51
Рай (Адам и Ева в райском саду). 1536 г.
Так ни с чем не определившись, Александр сказал:
– Кажется, ничего странного, просто школа Возрождения с ее атрибутами: божественным и мистическим. Подумаем об этом позже.
– Наверное, он упомянул Кранаха просто так, к слову… что он говорил? – меня поддержал бы и Кранах Старший, живи он в наше время. Правильно?
– Отчасти. Возможно, мы пошли не тем путем. Ваш гость говорил о зашифрованных в кессонах французского замка знаниях. А сам замок он будто бы незадолго до того посещал.
– Ах, да, замок…
– Дампьер-сюр-Бутонн. Вам это название о чем-нибудь говорит?
– Нет.
– Мне тоже. А тебе, Владимир?
Художник, слушавший, но не встревавший в разговор, пожал плечами. Поднеся сложенные в неплотный кулак пальцы к белесым усикам, он слегка тронул их, и добавил:
– Не знаю, о ком вы говорите, но в вашей загадке можно разобраться, только если знать, что конкретно говорилось о замке, и к чему упоминался Кранах Старший. Могу только уточнить, что кессоны в архитектуре – квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки. Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком. Кессонированные перекрытия часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение, и перешли в разряд декоративных элементов.
– И сюжеты, как правило, были на мифологические темы?
– Именно так. Но, думаю, если в роли зодчего выступал какой-нибудь герметик, то, вполне вероятно, он мог, как вы упоминали, «зашифровать знания» в кессонах средневекового замка. Это тоже, так сказать, традиция посвященных.
– А герметик? – попыталась уточнить Ольга Хлебникова.
– …это приверженец науки герметики.
Герметика или герметизм получила свое название от имени ее создателя Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), которого отождествляли с египетским богом Тотом. Это сборник или трактаты на религиозную, философскую и мистические темы, созданные во времена поздней античности (или раннего христианства). Трактаты, написанные Гермесом, посвящены религиозно-философским учениям, оккультным наукам, таким, как алхимия, астрология, магия. Герметика легла в основу многих философских течений, способствовала разрушению монополии церковного аристотелизма в науке.