Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского - стр. 4
В наставлениях святого Саровского старца нет чего-нибудь особенно трудного и неудобоисполнимого для обыкновенных смертных. Святой подвижник хорошо знал человеческие немощи и слабости и не хотел ни на кого возлагать непосильного бремени, чтобы не отнять и у людей слабых, обремененных грехами, обуреваемых житейскими заботами, надежд на спасение.
«Чтобы получить спасение душам нашим, – учил преподобный Серафим, – мы должны жизнь свою провождать согласно Божественному учению Искупителя нашего Господа Иисуса Христа», как содержит такое учение Святая Православная Церковь, в которой одной только и можно спастись и к которой мы должны питать твердую преданность. «Возлюбим Церковь Святую и Православную, – говорил святой старец, – возлюбим веру как твердое и благодатное ограждение». Оттого-то Преподобный, сам истинный сын Православной Церкви, и питал особенную любовь к тем святым отцам, которые были ревнителями Православия, как то: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, Афанасию Александрийскому, Кириллу Иерусалимскому, Амвросию Медиоланскому и им подобным, и называл их столпами Церкви. По учению преподобного Серафима, Православие одно только содержит в себе истину Христовой веры в целости и чистоте, и потому твердо нужно держаться его и «не водить дружбы с врагами Христовой Церкви, то есть еретиками и раскольниками». Вот почему на вопрос одного старообрядца: «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?» Отец Серафим отвечал: «Оставь свои бредни; жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают житейское море и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без Кормчего?»
Так как Православная Церковь содержит истинное учение во всей чистоте и целости, то, по наставлению отца Серафима, христианину необходимо исполнять все, что принято ею. «Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, исполняй, – говорил святой одному из своих собеседников. – Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». «Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно». И это нужно относить не к одним только догматам веры, которые, конечно, необходимо принимать и исповедовать во всей полноте, но и ко всем другим постановлениям Церкви и даже к разным церковным обычаям. Отсюда понятно, почему преподобный Серафим решительно настаивал на соблюдении постов, установленных Святою Церковию, между тем как «ныне христиане разрешают на мясо и во Святую Четыредесятницу, и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют». Таких Преподобный советовал даже избегать как ослушников Святой Церкви.