Размер шрифта
-
+

Казачье оружие. Иллюстрированная история от древности до наших дней - стр. 5

Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает.

Существовало множество боевых приемов с пикой, которые исполнялись как одной, так и двумя руками. К древку пики прикреплялись одна или две петли. Первая петля располагалась на центре тяжести древка – она накидывалась на локоть и позволяла крутить трехметровую пику одной рукой. Вторая петля (ножник) закреплялась на нижнем конце – во время долгих переходов она помогала держать оружие вертикально.

В 1843 году все приемы были систематизированы и изложены Н. В. Соколовым в «Начертании правил фехтовального искусства пиками», первой книге по фехтованию, опубликованной на русском языке.

В руководстве были даны не только описания, но и подробные рисунки, объясняющие общую технику приемов действия кавалериста, вооруженного пикой, в пяти ситуациях:

– конный против конного с пикой;

– конный против пешего с саблей или штыком;

– пеший против пешего с другой пикой или штыком;

– пеший против конного с пикой;

– пеший против пешего или конного с саблей или палашом.

А в книге того же автора «Правила искусства фехтования пикой» читаем:

«Предмет этот сколько необходим для каждого солдата, который действует пикою, столько же и труден, потому что система его есть многосложный и запутанный лабиринт разных фехтовальных ударов, отбивов, скачков, переносов, различных поворотов и всех подобных хитростей, которые так часто и безотчетно употребляются в практике. Везде на бою в употреблении пика; но ни одна европейская военная литература не представляет сколько-нибудь удовлетворительного учебника или руководства, как владеть ею».

Вот такая беда: всегда есть и были сложности с наличием специальной литературы.


Амурские казаки. Европейская гравюра, 19 век


«Правда, по сему предмету составлялись теории; но они не были успешными, частью потому, что люди, бравшиеся за это дело, не имели основательных познаний в искусстве фехтования, a частью потому, что при составлении их упускали из виду, что теорию необходимо как везде, так особенно здесь поверять опытом и применять к практике».

Именно поверкой на практике и занимались казаки! Классическими направлениями ударов пики считались: вперед, назад, прямо и наискосок.

Однако существовали также и особые приемы. Так, древком пики, если казак не успевал развернуть ее для укола, можно было маховым ударом выбить противника из седла. В ближнем бою удары наносились даже обратной стороной древка. Кроме того, отдельным искусством было парирование сабельных ударов. Длинную пику нужно было успевать быстро поворачивать под сыплющиеся с разных сторон удары, не упуская при этом возможности для ответной атаки.

Страница 5