Казачье оружие. Иллюстрированная история от древности до наших дней - стр. 2
Запорожцы как вольное «вiйско» определенного стандарта пики не имели, да и вовсе не считали её наличие обязательным. В те годы казачья вольница собиралась в походы куренями, куда принимали людей по «упрощенной схеме». Вспомним бессмертного Гоголя:
«Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:
– Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
А. Вильборг. Запорожец в костюме 18 века. Гравюра
– Верую! – отвечал приходивший.
– И в Троицу Святую веруешь?
– Верую!
– И в церковь ходишь?
– Хожу!
– А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
– Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень.
Этим оканчивалась вся церемония» («Тарас Бульба»).
То есть каждый был обязан исповедовать веру православную, а уж иметь при себе то или иное оружие считалось необязательным. Человек мог вовсе прийти с голыми руками. Такое вот странное, смешанное воинство. Но шутки с ним были плохи…
Мне рассказывали, что вплоть до Гражданской войны в ряде сел по Тереку и Кубани в драках использовался «дрючок»: не пика, а обычная длинная палка с привязанным камнем на конце. При всей примитивности устройства и простоте изготовления эта штука позволяла, например, высунувшись из-за плетня, сбить с коня вооруженного всадника. Разумеется, к казачьему оружию мы дрючок причислять не будем, но как пример – пожалуйста, имело место быть и такое.
Тем не менее в долгом походе вооружение запорожцев было на весьма высоком уровне. Иначе как воевать с профессиональными вояками турок, поляков, венгров или татар? Однако же вооружение это не было приведено к единому стандарту.
Казаки, гравюра
Например, обязательное ношение сабли вменялось лишь полковникам и атаманам. Не было жесткого требования – для участия в штурме Азова иметь при себе: два пистолета, шамшир турецкий, длинную пику, ружьё черкесской работы, нож, кинжал, лук со стрелами и прочая, и прочая. Кто с чем пришел, с тем, помолившись, и брали, а уж там бог даст, так и добудешь себе боевую «справу».
Поэтому пики того времени были совершенно разными как по длине, так и по форме и материалу наконечника. Положение это изменилось лишь после царского указа по иррегулярным войскам о применении уставных правил, но вплоть до 1893 года у казачьей пики так и не появилось единого стандарта.
Так, при взятии турецкой крепости Измаил казаки бригадира Платова использовали короткие пики (дротики) не выше плеча, что было удобней в условиях пешего боя.
Казаки подбирали для себя пики на свой вкус, чаще всего руководствуясь в первую очередь собственным ростом и телосложением. Александр Васильевич Суворов писал: