Размер шрифта
-
+

Кавказ. Выпуск V. Культы, легенды, предания - стр. 5

, и принудили жителей ее принять магометанский закон[8].

В 103 году по магометанскому исчислению пришли в помощь первым войскам еще 40 тысяч аравитян; эти вновь прибывшие ратники стеснили гесириан и монголов, взяли город Таргу[9] и, по трехмесячной осаде, завладели неприступной крепостью Инче, которой развалины видны и доныне около реки Салак.

Хотя аравитяне и пользовались удачным успехом завоевания, однако же гакан монгольский не был еще лишен владычества своего над Тесте-Капчатской землею и находившимися во владении его большими городами. Но народ, живший по реке Куме, в Большом и Малом Маджаре, не в состоянии будучи сносить бремя войны и частых набегов победителей, принужден был отпасть от власти гакана и переселиться в западные страны, где, вероятно, и споспешествовал основанию королевства Венгерского; примеру их последовали также жители города Татар, они переселились на земли херсонские.

Таким образом, арабы, обессилив гакана и завладев большей частью его подданных, в 112 году мусульманской жижздры низвергли с владычества Тесте-Капчатского и лишили жизни, а остатки народа, упорствующего в покорении себя, прогнали за реку Терек или сделали своими невольниками и обратили в магометанскую веру. После смерти Сан-ан-ки в столице Гюльбах оставался управлять сановник его Яндырей, но он недолго сопротивлялся силе завоевателей и, дабы не проливать более крови подданных, покорился власти победителей, за что и оставался спокойным владельцем управляемого им города. По смерти его Гюльбах получил название Яндырей, который и до настоящего времени сохранил название свое Андреевская деревня, близ которой построена генералом Ермоловым крепость Внезапная[10].

Разнесшийся слух о счастливом завоевании аравитянами кавказских народов скоро достиг до царствующего калифа Дамасского; этот державный соревнователь в распространении учения законодавца своего обратил все попечение на край Кавказский, как на приобретение, стоившее столь дорогой цены, и, чтобы упрочить его в потомственное наследие преемникам калифата, он послал для населения на Кавказ многочисленные племена, как то: филистинов, гемесов, кисиров, чиризов, селимов, сикиков, баалев и карассов, из 17 тысячи семейств состоящих и живших между Дамаском и Муссулом. Для безопасного сопровождения их до места, дано было отборное охранное войско, в 10 тысяч человек заключавшееся, под предводительством храброго сановника Абун-Муселима (Абу-Муслима. – Изд.). Этот великий полководец своего времени, прибыв благополучно на поля Шириванские, часть приведенных им племен поселил вдоль южной покатости гор и потом уже обратился на покорение окрестных народов; а так как в то время восточная и северная часть Кавказа разделены были на три области: Табасаранскую, Саульскую и Кумыкскую, а к последней принадлежал и народ лезги, то Абун-Муселим прежде всего устремил оружие свое на область Кумык, как сильнейшую из трех; покорив ее своей власти, обратил жителей в мусульманскую веру и оставил из пришедших с ним тысячу семейств на совместное поселение с туземными жителями в городе Кумык, под управлением одного из своих сановников – Шахбалла

Страница 5