Катехизис. Конспект лекций - стр. 3
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что отсутствие в человеке истинного богопознания является страшным бедствием: человек начинает принимать дела диавола за дела Божии. На это указывает и Господь устами пророка Осии: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).
3.1. Священное Предание
Божественное откровение сохраняется в Православной Церкви и открывается людям через Священное Писание и Священное Предание.
Священное Предание – это всё духовное наследие, которое получено нами от наших святых предков, совершенно согласуется со Священным Писанием и помогает нам правильно понимать Библию.
Церковная история свидетельствует, что в начале и ветхозаветной, и новозаветной истории предание было единственным способом сохранения и распространения Божественного учения. Ветхозаветные писания начались с Моисея (1600 лет до Р.Х.), а от сотворения человека до Моисея прошло несколько тысячелетий – и в течение всего этого времени истинной вере можно было научиться только из устного предания.
Многие пророки, жившие после Моисея, – например, Самуил, Нафан, Илия, Елисей – вообще не оставили никаких писаний. Лишь позже священные авторы книг Царств воспользовались сказаниями из предания и, руководствуясь Духом Святым, записали, хотя и не полностью, слова и деяния этих пророков.
Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос, проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передавал Свое Божественное учение устно, т. е. преданием. «Я передал им слово Твоё», – такие слова произносит Спаситель в молитве к Богу Отцу (Ин. 17:14).
Исполняя повеления Своего Учителя: «идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20) и «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), – апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать благую весть. Но записаны были, как сами они свидетельствуют, далеко не всё учение и не все деяния Христа. «Если бы писать о том подробно, – возвещает апостол Иоанн Богослов, – то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).
В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать таинства и другие священнодействия, как отправлять богослужение. Например, апостол Павел пишет: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков: за царей и за всех начальствующих» (1Тим. 2:1,2). Но какими должны быть эти молитвы и прошения? В другом месте тот же апостол говорит, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40). Но по какому чину? Все эти сведения сохраняются в Церкви благодаря Священному Преданию.