Катехизис. Конспект лекций - стр. 19
«Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения», – говорит об этом месте святитель Филарет (Дроздов).
То, что в Боге именно Три Лица, удостоверяет 18-я глава книги Бытия. Здесь повествуется о явлении Аврааму трёх странников. Авраам вышел к ним навстречу и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Блаженный Августин толкует это событие так: «Авраам, встречая трех, поклоняется Единому. Увидев Трех, Авраам уразумел таинство Пресвятой Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах».
В псалме так говорится о различии Трёх Лиц Божества: «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). Под «Господом» здесь можно понимать Бога Отца, под «Словом» – Бога Сына, под «духом» – Бога Духа Святого.
Благодаря Богочеловеку Господу Иисусу Христу тайна Пресвятой Троицы в Новом Завете раскрывается с большей ясностью и определенностью. «Мессия так близко поставил вас к свету вечности, – пишет святитель Николай Сербский, – что Три Свечи вы видите и различаете. Три вечные Свечи – один Огонь».
Прежде других тайну Пресвятой Троицы дано было уразуметь Пресвятой Деве Марии. В словах небесного благовестника Архангела Гавриила «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35) упомянуты Три Лица Божества: Дух Святой, Сын Божий и Всевышний Бог Отец.
Самое же ясное и твёрдое основание нашей веры в тайну Святой Троицы заключается в заповеди Спасителя апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Святитель Амвросий Медиоланский, объясняя это место Священного Писания, говорит: «Сказал: во имя, а не во имена, следовательно, не иное имя Отца, не иное имя Сына, не иное имя Духа Святого, потому что Один Бог; не многие имена, потому что не два бога, не три бога».
2.7.3. Указания на таинство Пресвятой Троицы в видимом мире
Являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Тем ни менее, Отцы и учители Церкви, желая сколько-нибудь приблизить эту тайну к обыкновенным понятиям, приводили в примеры:
1. солнце, луч и свет, имеющие между собой единство и различие;
2. корень, ствол и плод одного и того же дерева;
3. родник, ключ и поток, неразрывно соединённые между собой и, однако же, различные.
Святые Отцы видели образ Пресвятой Троицы и в самом человеке. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа».